Правовое положение судей в древности до 1864 г

Страница 3

Потребность, так сказать, в кодифицированном правовом акте, устанавливающем общие для всех тогдашних правоприменителей процессуальные нормы, привела к созданию "Русской Правды". "Если, таким образом, "Русская Правда" представляет собой непрерывное, независимое от какого-либо внешнего, постоянного, местного авторитета - собрание юридических положений, то естественно, что ее переписывали везде как источник поучения, как лучшее руководство для разъяснения вопросов судебной практики".

Сначала князь был только военачальником и обязан был подчиняться сложившейся практике города и волости. Влияние городской старейшины, старцев градских на князя в X в. было значительным, они занимали место наравне с дружиной и входили в состав княжеской думы (старцы, старейшины - вторая половина думы; кроме постоянного состава временами участвовали высшие духовные сановники - епископы и игумены). В течение X в. значение торговой аристократии, городской старейшины снижается и князь вынужден все более подчиняться вечу - органу власти непосредственной демократии. То есть в тот период сам народ контролировал князя, а иногда и сам творил суд. Конечно, вече не выполняло функции суда в постоянном режиме, это были важнейшие, исключительные дела. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вече могло заменить князя.

А замена князя - это не что иное, как ответственность князя в виде отрешения от должности, которое могло последовать, в том числе и за ненадлежащее исполнение обязанностей судьи.

"Право и процесс определялись стародавними обычаями и считались одинаково обязательными для князя и народа . В 1176 г. владимирцы (на Клязьме) возмутились высокими пошлинами, которые взимали судьи, назначенные князем Ярополком, и прогнали князя и судей его".

"Ко времени княжения Игоря, например, князь являлся уже и судьей, и управителем, а не только военачальником и защитником волости", - пишет С.А. Корф о том периоде, подчеркивая далее несамостоятельность князя, когда волость все контролировала, была государством. Князь был для своей дружины всегда и судьей для волости - постепенно (и все же в делах судейских в отношении своей дружины - полная самостоятельность); волость могла выпроводить князя.

Лучше других сохранить всю законодательную традицию древнейшей России могли лица духовные, "которым их греческое образование давало возможность стать на точку зрения организованного и исторически развивающегося юридического быта, которые могли быть в настоящем смысле юристами".

Церковному суду была подведомственна значительная часть дел, включающая в себя как дела в отношении церковных людей по абсолютному большинству споров и преступлений, так и всего населения по части дел (по делам семейно-брачным, наследственным, преступлений против нравственности, веры, церкви и т.п.). При этом церковные судьи - священнослужители всегда несли ответственность за допущенные нарушения. Причем часто ответственность не только нравственную, духовную, не только в виде накладывания епитимьи. Нормы об ответственности церковных судей также не были закреплены в нормативных актах, что не исключает существование такой ответственности.

Период формирования судейского сообщества (с 1711 по 1864 г.)

Начальный этап истории российских судов ученые связывают с периодом правления Петра I, когда была предпринята первая попытка отделить суд от администрации для обеспечения независимости судебной власти.

Петр I подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. Именным Указом от 22 февраля 1711 г. учрежден Сенат, который имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную".

Указом Петра I от 2 марта 1711 г. определен перечень полномочий и обязанностей сенаторов. В частности, одной из главных задач Сената было: "Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то же и ябедникам да последует".

Страницы: 1 2 3 4 5