Понятие и принципы пенсионного страхования в России
Следует также отметить, что не только в пенсионном страховании, но и во всей системе социальной защиты все еще не создан достаточно эффективный механизм гарантий прав застрахованных. Ни в одном из ее направлений – ни в пенсионном, ни в обязательном медицинском, ни в социальном страховании, ни в страховании безработицы – нет никаких независимых структур, которые рассматривали бы претензии застрахованных на неправомерность действий страхователя, страховщика. Добиться же рассмотрения конфликтов в сфере социального страхования в гражданском суде, как показывает практика, практически невозможно.
В действующей пенсионной системе не был реализован и принцип самоуправления.
Как следствие этого сохраняется прямая зависимость страховых внебюджетных фондов от государственных структур (назначение и освобождение органами государственной власти руководства фондов, легитимность вмешательства в их деятельность и т.д.).
С учетом изложенных выше нарушений было бы ошибкой рассматривать недостатки действующей системы государственного пенсионного страхования как нечто случайное и временное, полагая, что при более благоприятных социально-экономических условиях они исчезнут сами собой, а система станет работать эффективно. Необходимо добиваться полного соблюдения принципов пенсионного страхования в практической деятельности ПФР, поскольку только продвигаясь по пути совершенствования государственного пенсионного страхования, можно достигнуть реальных успехов.
В современной России продолжается дискуссия по поводу того, какой должна стать пенсионная система в будущем. Международное бюро труда, активно участвующее в оказании помощи российской социальной сфере, сформулировало следующие принципы реформы социального обеспечения
:
• приемлемость реформы с экономической и социальной точек зрения;
• общая ответственность государства;
• участие социальных партнеров в управлении;
• удовлетворение основных потребностей;
• учет требований социальной интеграции;
• гарантия достойного размера возмещения утраченного заработка;
• справедливая система финансирования;
• предсказуемость результатов;
• наличие постоянных источников финансирования.
В первой главе была рассмотрены этапы формирования системы пенсионного страхования в России, ее сущность, а также основные принципы.
Система пенсионного страхования в России начала формироваться в начале 20 века, базировалась на страховых основах, однако широкого распространения и развития не получала. Сформировавшаяся в СССР пенсионная система носила патерналистский характер и функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Однако с развалом СССР пенсионная система вновь встала на «страховые» рельсы. В 2010 году единый социальный налог был отменен, и вместо него установлены страховые взносы.
Существует два типа пенсионного страхования: обязательное и добровольное. Обязательное пенсионное страхование представляет из себя систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Основывается на таких принципах как всеобщность, солидарность, государственная гарантия для всех застрахованных и т.д.
Трудно не согласиться с необходимостью соблюдения перечисленных выше принципов в процессе реформы. В ближайшем будущем нашей стране законодательно нужно закрепить многие принципиальные положения, касающиеся пенсионного страхования.
В этой связи помимо учета принятых в международной практике принципов и норм пенсионного страхования необходимо детально изучить используемые в мировой практике модели пенсионного обеспечения и опыт их функционирования.