Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительного следствия и форме дознания

Страница 1

Законодательный подход - дифференциация предварительного расследования на следствие и дознание - основан на научных критериях, которые, не меняя содержания поисковой деятельности следователя и дознавателя по установлению и изобличению лица, совершившего преступление, позволяют выделить две самостоятельные формы расследования: следствие и дознание. Возникает не риторический вопрос: если содержание поисковой деятельности следователя и дознавателя одинаково, то почему законодатель дифференцирует досудебное производство на предварительное следствие и дознание?

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, подследственных органам дознания (ч. 2 ст. 150 УПК). Предварительное следствие - основная форма предварительного расследования.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ч. 8 ст. 5 УПК). Правовые различия между формами предварительного расследования основываются на формальных признаках, которые не затрагивают существа следствия и дознания. Выделим отдельные из них и кратко проанализируем их.

1. Субъекты предварительного расследования. В частности, дознание осуществляется дознавателем, начальником подразделения дознания, органом дознания (ч. 1 ст. 40, ч. 2 ст. 40.1, ч. 3 ст. 151 УПК), следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (пп. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК). Следователи органов внутренних дел, федеральной службы безопасности не проводят дознание по делам, предварительное следствие по которым необязательно. Почему одни следователи наделены полномочиями производства дознания, а другие процессуальных полномочий не имеют, с позиции формальной логики объяснить достаточно сложно и вряд ли возможно.

2. Сроки предварительного расследования. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК дознание осуществляется в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством экспертизы, прокурор района, города (их заместители) вправе продлить срок дознания до 6 месяцев (УПК).

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, прокурор субъекта Российской Федерации и приравненный к нему военный прокурор управомочены продлить срок дознания до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока дознания не допускается. Если производство по уголовному делу нужно продолжить, то оно направляется прокурором в орган предварительного следствия. Изменение формы предварительного расследования допускается по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК).

3. Процессуальное положение лица, совершившего преступление. При производстве дознания оно ставится в статус подозреваемого. Уголовное преследование по делу осуществляется в отношении подозреваемого. Процессуальная фигура обвиняемого появляется по окончании производства дознания с составлением обвинительного акта.

К признакам отличия следствия от дознания могут быть отнесены названия итоговых решений, завершающих предварительное расследование, если имеются достаточные основания полагать, что проведение судебного разбирательства по уголовному делу обязательно. Дознание в этом случае оканчивается обвинительным актом, а предварительное следствие - обвинительным заключением.

Указанные признаки не изменяют существа производства предварительного расследования. Вместе с этим в науке уголовного процесса есть позиции ученых, пытающихся через формальные признаки производства расследования, отличающие следствие от дознания, обосновать и поддержать законодательную концепцию развития дознания в Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4