Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса с учениями Дж. Локка

Страница 1

Оба великих мыслителя «Нового времени» – Т. Гоббс и Дж. Локк - в разъяснении природы государства брали за основу концепцию «общественного договора». Она была построена на том, что государство есть итог добровольного соглашения свободных и добропорядочных людей. Они построили государство для отстаивания своих естественных прав и свобод: например, права на жизнь, свободу, собственность. Только авторы теории «общественного договора» по-разному интерпретировали природу взаимоотношений, так как они возникают между государством и индивидом. По Гоббсу, гарантом мира и согласия выступает абсолютная государственная власть в форме монархии, которая опирается на общественный договор. Власть суверена принуждает людей материализовать естественные и гражданские законы. И хотя, де-факто благо народа является высшим законом государства. Интересы государства, по Гоббсу, - высшим критерием морали. Локк утверждает, что государство- это всего лишь гарант прав и свобод людей. Локк говорит, что интересы личности стоят значительно выше интересов государства и общества. Способом ограничения государства, по Локку, является разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, а также идея народного суверенитета. Его обоснование данного разграничения законодательной и исполнительной власти в некоторой степени повлияло на представителей французской буржуазии.

Теория Локка о государстве и праве стало строгим выражением идеологии раннебуржуазной революции. Учение содержит в себе довольно много достижений политико-социологического понятия и прогрессивной научной мысли XVII в. Локк смог эти достижения углубить и переработать в соответствии с историческим опытом, который принесла революция в Англии. Таким образом, они стали годными для ответа на значительные практические и теоретические вопросы социально-правовой жизни в XVIII века: столетие Просвещения и двух буржуазных революций Нового времени на Западе: США и Франции.

Локк является, прежде всего, теоретиком, защитником положения, существовавшего в Англии при его жизни. Он узаконивает политическое и экономическое неравенство при поддержке тенденциях о неотъемлемых естественных правах человека. В это время промежуточной ступенью для определения этого несоответствия представляет понятие о добровольности договоров.

Только эти идеи сыграли социально-критическую роль в других государствах, таких как Франция. Политические идеи Локка оказали большое влияние на последующие эпохи.

Можно полагать, что Локк стал представителем либерализма на той стадии капиталистического общества, в период которой буржуазия не нуждается в суверене не только для борьбы против феодальной аристократии, но и для формирования национального государства. Буржуазия чувствовала необходимость отстранения абсолютного монарха и перехода политической власти в ее руки. Речь здесь идет о либерализме (он начал с «общественного договора» и неотъемлемых правах индивида). В соответствии с либеральным политическим идеалом - верховным носителем власти является народ. Законодательная власть, в свою очередь, находится в руках национальной ассамблеи, которая представляет буржуазию и землевладельцев. Исполнительная власть принадлежит правительству (не важно республиканскому либо монархическому), которое должно чтить неотъемлемые естественные права человека.

И Локк, и Гоббс, рассматривают индивида как основной элемент государства. Оно как результат общественного договора между индивидами, возникшего с целью прекращения естественного состояния. Знание о естественном состоянии не является теорией появления государства, о том, как оно действительно возникло. А заключает в себе теорию, которая объясняет, что есть государство, и таким образом узаконивает государство.

Только Локк придерживается более умеренной версии понятия государства и индивида, чем Гоббс. Он не приемлет «войны всех против всех», также позиции самосохранения и абсолютизма. Существуют одинаково свободные граждане в государстве, которые, следуя своим рациональным интересам, живут в правовой среде с представительскими формами управления. В этом обществе человеку гарантируют обусловленные права, в частности право владения собственностью.

Страницы: 1 2 3