Джон Локк и его теория общественного договора

Страница 2

Так как законодательство не требует постоянной деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется собраниям лиц, которые, сходясь, издают законы и затем, расходясь, подчиняются собственным своим постановлениям. Исполнение, напротив, не может останавливаться; поэтому оно вручается постоянным органам. Последним, большей частью, предоставляется и союзная власть (federative power, т. е. право войны и мира); хотя она существенно отличается от исполнительной, но так как обе действуют посредством одних и тех же общественных сил, то было бы неудобно установить для них разные органы.

Король есть глава исполнительной и союзной власти. Он имеет известные прерогативы только для того, чтобы в непредвиденных законодательством случаях способствовать благу общества. Л. считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной. Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства. Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведет к безнравственным и преступным деяниям.

В проекте, написанном в 1688 г., Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов. Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога. См. Scharer, "J. L., seine Verstandestheorie u. seine Lehren uber Religion, Staat und Erziehung" (1860); Curtis," An outline of L's ethical philosophy" (1890).

Иных взглядов, чем Томас Гоббс, в теории общественного договора придерживался Джон Локк, на которого повлияла эпоха Просвещения и Французская революция. В его понимании теория общественного договора стала основанием для ограничения монархической власти со стороны общества, создав теоретические предпосылки либеральной демократии и конституционализма.

Основным сочинением Локка по политико-социальным проблемам является труд «Два трактата о государственном правлении», работа над которым заняла у автора более десяти лет. Первый трактат стал своеобразным ответом консервативному монархическому писателю Филмеру в 1660 году, а второй был написан в период с 1679 по 1689 года и содержит развернутое позитивное изложение концепции мыслителя.

В первом трактате Локк очень четко говорит о своей отрицательной позиции относительно теологической трактовки теории естественного права, в которой говорится о незыблемости и законности монархической власти.

По Локку отказ людей от естественного состояния и переход к гражданскому обществу заключается в отсутствии единого центра, регулирующего отношения между людьми и разрешающего конфликты между ними, возникающие из-за взаимного несоответствия желаний людей. Естественное состояние, говорит автор, не обязательно тождественно состоянию «войны всех против всех», скорее даже противоположно ему, только содержит вероятную угрозу таких сражений ввиду отсутствия общего арбитра для разрешения споров и взаимных противоречий. Это требует от людей объединятся в союзы для создания государства. Результатом таких взаимоотношений становится измененное понятие свободы, своеобразное право на любые действия, не противоречащие законам. В соответствии с этим, в естественном состоянии свобода человека заключается в том, что его воля не ограничена ни чем, кроме природных законов. А в обществе свобода не ограничена ничем, кроме его законов, установленных с общего согласия. Это приводит к тому, что меняется понятие свободы, в основе которого лежит право на любые действия, которые не выходят за рамки закона. Переход к гражданскому обществу зарождается при введении определенных законов, являющихся гарантом жизни, свободы, собственности. По мнению автора, верховная власть призвана решать спорные вопросы между этими тремя правами, следить за их реализацией. Опираясь на трудовую теорию стоимости, Локк делает ставку на разумность и справедливость превращения некогда общей собственности в частную, которая становится основанием гражданского общества и взаимосвязана с другими правами человека (на экономическую и политическую свободу в рамках закона).

По Локку фундаментом гражданского общества является договор, трактовка схожа с той, какую интерпретирует Гоббс. Люди во имя своих целей, способны отступить от естественного состояния: естественной свободы, равенства и всякой индивидуальной власти в пользу большинства сообщества. Таким образом, происходит заключение общественного договора, смысл которого сводиться к образованию политического общества и государства. Локк считал, что абсолютная власть не способна выполнять функции третейского судьи и как следствие не может взаимодействовать с обществом, это не делает ее формой гражданского правления. Причем Локк отмечает, что естественное состояние более приемлемо, чем абсолютизм: это позволяет каждому защищать свое право, в то время как в абсолютизме все зависит от неограниченной власти правителя.

Страницы: 1 2 3 4