Роль органов государственной власти в формировании российского гражданского общества

Страница 1

Процесс формирования гражданского общества, зависит от взаимного влияния экономических, правовых, духовных, социальных процессов и условий. Их характер, прежде всего, зависит от деятельности государственной власти как организующей, управляющей социальной подсистемы. Потому выявление причин, возникающих затруднений в развитии гражданского общества и не высокого уровня реализации возможностей населения влиять на ситуацию в стране, осуществимо лишь при анализе и оценке деятельности органов государственного управления на современном этапе развития России. Следует выяснить, насколько деятельность государственной власти в экономической, политической, правовой сферах способствует, либо препятствует развитию гражданского общества, то есть, каким образом процессы социальной организации влияют на процессы самоорганизации.

За прошедший период существования Российской Федерации как самостоятельного государства, в ходе политических преобразований органами государственной власти был внесен значительный вклад в формирование условий, способствующих становлению гражданского общества. Прежде всего, следует отметить создание соответствующей нормативной базы. В частности, правовой основой, определяющей деятельность негосударственных организаций, являются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 13 Конституции Российской Федерации защищает права граждан на идеологическую свободу и создание политических организаций. Деятельность данных организаций регулируется федеральным законом «О политических партиях».

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует работу структур местного и территориального общественного самоуправления. Статья 29 Конституции провозглашает право граждан на свободу слова, распространение и получение необходимой и достоверной информации. Данная статья, а также федеральный закон «О средствах массовой информации» выступают правовой основой деятельности независимых СМИ.

Следует обратить внимание на зависимость выбора той или иной формы проявления социальной активности от уровня материального благосостояния граждан. Низкий уровень материального благосостояния, как правило, не дает возможности вести полноценную социальную, творческую жизнь. По мнению социолога В. Э. Бойкова, Согласно кластерному анализу социологических данных существует тесная связь между уровнем жизни и активности граждан так, если на длительном промежутке времени снижается уровень жизни, то у многих людей существенно снижаются потребности и их активность. Результаты социологического исследования аналитического центра Юрия Левады свидетельствуют, что наибольшей потенциальной политической активностью отличаются представители семей со средней обеспеченностью. Несколько меньший уровень потенциальной активности проявили респонденты из числа наиболее обеспеченных людей. Обращает на себя внимание относительно невысокая потенциальная активность малообеспеченных категорий населения. Наиболее приемлемой формой политических действий для них является самая пассивная - подписание петиций и требований.

Значительная часть населения «выпадает» из сферы гражданских отношений, отказываясь от участия в активной общественной, политической жизни, ввиду насущной необходимости решать материальные проблемы. Кроме того, трудности решения данных проблем, зачастую, способствуют ведению асоциального существования (алкоголизм, наркомания, бродяжничество и т. д.).

Также следует отметить, что высокий уровень социального расслоения, небольшие размеры «среднего класса» и возникающие на этой почве социальные противоречия затрудняют образование крупных социальных групп, способных к самоорганизации, выработке культуры гражданского участия, конструктивному диалогу с государственной властью, к отстаиванию, в рамках имеющихся правовых возможностей, как групповых, так и общенациональных интересов.

Деятельность государства, проводимая им экономическая политика (в сфере приватизации, налоговом, таможенном, административно-управленческом секторах экономики.) явилась фактором, способствующим развитию криминального бизнеса. Следует также согласиться с мнением В.Э. Бойкова о том, что теневая экономика в настоящее время более эффективна чем официальная и ее результатами поэтому пользуются предприниматели и менеджеры использующие и легальный и теневой бизнес. Таким образом, мы сталкиваемся с процессом социальной самоорганизации, то есть процессом произвольного формирования системы устойчивых экономических связей, взаимодействий и отношений между людьми вне регулируемых законом правил. Необходимо, кроме того, отметить, что наличие тяжелых социально-экономических проблем формирует питательную среду для возникновения и развития различных видов экстремизма - религиозного, национального, политического. Крайне низкий уровень материального благополучия значительной части населения, и невозможность изменить положение имеющимися в наличии легитимными средствами приводит к обострению конфликтных отношений в обществе и использованию различных форм насилия.

Страницы: 1 2 3