Сравнительный анализ подходов к решению проблем молодежи в отдельных государствах северо-западной Европы

Страница 3

Шведская молодежная политика является эталонной и освещена в литературе наиболее полно. Разработка единых национальных программ и планов в той стране не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Деятельность по реализации молодежной политики координируется Министерством культуры, действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.

Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в Швеции. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

К середине 90-х гг. в Швеции была завершена модернизация системы гимназического образования. Под модернизацией понимается введение школьного обучения для всех. «Более конкретный смысл этого понятия означает, что в Швеции приняты законы, гарантирующие всем детям и молодежи страны бесплатный доступ к формальному образованию, независимо от того, к какой нации или этносу он принадлежит».

Профессиональное образование в Швеции в большой степени ориентировано на решение проблем детей и молодежи из тех групп населения, которые подвержены социальной изоляции, являются маргинальными. В основном к таким группам относятся семьи иммигрантов. Дети из таких семей часто не могут достичь минимального уровня образования, не продолжают учебу в старших классах, лишены доступа к обозначенным выше образовательным программам. Также вниманием охвачена молодежь с асоциальным поведением, злоупотребляющая алкоголем, наркотиками. Для того, чтобы такие дети смогли в будущем стать полноценными гражданами и принимать активное участие в жизни общества, в шведских школах предпринимаются инициативы, содействующие успешной социализации учащейся молодежи.

Местные власти отдают себе отчет в том, насколько сложным и противоречивым является процесс вхождения учащейся молодежи в современное общество. Для оптимизации этого процесса они организуют в период летних каникул различные практикумы по изучению той или иной профессии. Летняя работа служит полем деятельности и тем, кто вплотную подошел к проблемам взрослой жизни и тем, кто еще выбирает, раздумывает, присматривается к будущей профессии или просто желает приобрести какие либо умения, которые сделают его жизнь более наполненной.

Одним из важнейших направлений социальной политики Швеции, в том числе и молодежной, является решение проблемы межнационального общения и сотрудничества как внутри страны (многонациональность давно стала отличительной чертой шведского общества), так и в отношениях с другими странами. Всячески поощряются и находят отражение в учебных планах различные формы образовательного обмена, когда учащиеся и учителя из шведских образовательных учреждений получают возможность учиться и работать в других странах. В последние годы активно решается проблема интенсификации изучения шведского языка иммигрантами.

Минимизация молодежной безработицы является другим направлением молодежной политики. В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса. Частный бизнес в Швеции принимает активное участие в профессиональной подготовке учащихся старшей школы. Деловой мир, заинтересованный в пополнении энергичной, профессионально подготовленной молодежью, с готовностью откликается на призыв школы к сотрудничеству. Существуют даже варианты собственных образовательных программ предприятий, учитывающих современные требования к формированию профессиональных умений, необходимых для производства той или иной продукции. Шведские специалисты считают, что в настоящее время слишком быстро меняются технологии, а информация устаревает и перестает иметь практическое значение. Поэтому суть подготовки квалифицированного работника они видят в овладении им принципами современного бизнеса и технологии, которое позволит выпускникам в дальнейшем находить себе применение в различных сферах и на различных рабочих местах.

Страницы: 1 2 3 4 5