Сравнительный анализ подходов к решению проблем молодежи в отдельных государствах северо-западной Европы

Страница 1

Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в странах северной Европы ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14–18 лет до 25–27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Общая цель молодежной политики различных скандинавских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.

В национальных концепциях молодежной политики европейских стран можно выделить 2 основные стратегии. Первая основана на ведущей роли государства, а вторая – на паритете государства и структур гражданского общества. В странах Скандинавского п-ова традиционно реализуется вторая из названных стратегий.

Среди скандинавских стран Финляндия занимает особое место. Экономические успехи этой страны достигнуты благодаря некоторым особенностям финской социально-экономической модели и таким чертам национального характера как трудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумному потреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования и профессионального обучения, а также готовность к постоянному самосовершенствованию и т.д.

В Финляндии молодежная работа делится на собственно гражданскую работу молодых людей и различные общественные меры, направленные на улучшение условий деятельности молодежи, что дополняется сервисными услугами, связывающими эти два сектора. Согласно Закону о молодежи (72/2006), за общую разработку молодежной политики и работу с молодежью отвечает Министерство образования.

Работа с молодежью акцентируется на сотрудничестве со школьными сообществами. Среди их ключевых партнеров Отдел общего образования департамента Министерства образования и научной политики и Национальный Совет по образованию. Их общая сфера деятельности охватывает жизнь школьников после уроков, грамотность школьников в области средств массовой информации и демократии, а также различные проекты по расширению возможностей молодежи (2003–2007 гг.). Ответственность за образование и обучение в молодежной работе лежит на Отделах Министерства по университетскому, политехническому и профессиональному образованию.

В настоящее время финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видов деятельности, ставят перед высшей школой новую задачу – контролировать окружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками на подготовку соответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне. Усиление влияния государства на систему высшего образования, повышение требований к специалисту и его положению на рынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования – возрастание его профессиональной ориентации.

Основными организациями, занятыми в молодежное работы общественного сектора – это местные власти (муниципалитеты). Их обязанности определены в Законе о молодежи, но муниципальное учреждение по своему усмотрению определяет объем и проводит реализацию сервисов. На 1.01.2006 г. в Финляндии существовало 432 муниципальных учреждения.

В целях расширения гражданской и общественной активности молодых людей, определенной в Законе о молодежи в Финляндии (2006 г.) созданы 69 национальных молодежных организаций и национальных служб по организации молодежной работы и 37 национальных организаций по молодежной работе, получающих рабочие субсидии от Министерства образования. Кроме того, Министерство образования выделяет рабочие субсидии районным организациям.

Как и в других скандинавских странах, в Финляндии ведется активная борьба с наркотиками, которая является важным аспектом молодежной политики этих стран. Однако в этой стране паника в обществе не достигла того размаха, как в других скандинавских странах. Это связано со следующими факторами: во-первых, Финляндия занимает окраинное положение и поэтому все новые «веяния» доходят туда с опозданием; во-вторых, в Финляндии долгое время проблемой номер один был алкоголизм, поэтому наркотики отходили на второй план; в-третьих, решение большой части финских проблем с наркотиками берет на себя соседняя Швеция, в которой борьба с наркоманией – ведущий национальный приоритет.

Страницы: 1 2 3 4 5