Общая характеристика социальной политики стран северо-западной Европы

Страница 2

4. Гибкость и доступность социальной защиты.

Для реализации данных принципов в государственных социальных службах занято большое количество работников, большую часть из которых составляют женщины. В целом социал-демократическая модель предполагает достаточно успешное использование корпоративности, результатом чего является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Рассмотрим некоторые национальные особенности реализации социал-демократической модели в скандинавских странах.

В Финляндии впервые специальные законы о социальной защите были приняты в 1936 г. Государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в жизни общества административными мерами. С 1984 г. действует закон об организации обслуживания и оказания услуг социального характера, в котором систематизированы прежние разрозненные законы в этой сфере.

В настоящее время важнейшее место в социальной политике отводится муниципальным властям. Коммуны обладают большой степенью самостоятельности и, опираясь на право взимания местных налогов с населения и предприятий, сами решают вопрос об организации на территории коммуны сферы социальных услуг. Первичное социальное и медицинское обслуживание населения осуществляется полностью за счет муниципальных учреждений. Приоритетом для коммун является большое внимание быту населения, создание условий для воспитания и развития детей, повышение комфортности жилья. В социальной политике принимают активное участие не только официальные муниципальные власти, но и общественные движения.

Все 460 финских коммун поделены на категории, в зависимости от сложившегося уровня обеспечения и необходимой поддержки и получают соответствующие субсидии от государства, размер которых в 90-х гг. колебался от 29 до 63% всех расходов коммуны на здравоохранение и социальную помощь.

Финская система социального обеспечения имеет три основных элемента: профилактическая политика социального обеспечения и здравоохранения, социальные услуги и услуги здравоохранения и третий – социальное страхование.

В целом за время своего существования социальная политика Финляндии прошла три этапа децентрализации. На первом этапе происходила передача прав на ее осуществление от государства к регионам и коммунам, на втором – от коммун к микрорайонам и общинам, а на третьем – коллективам граждан и даже отдельным лицам.

Шведская модель социальной защиты отличается универсальностью, т.е. охватом всех слоев населения. Основным принципом этой модели является принцип солидарности, который состоит в том, что все граждане равным образом и независимо от социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Швеция – страна с одним из наиболее высоких показателей числа социальных работников на душу населения в мире. Число профессиональных социономов в стране оценивается в 18 тыс. человек, причем вузы страны осуществляют ежегодный выпуск около 1000 специалистов. Кроме того, в Швеции насчитывается несколько сотен тысяч социальных работников без высшего образования.

В социальном законодательстве Швеции реализован интегральный подход к социальному обслуживанию как сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, муниципальные и губернские власти, семьи и отдельные граждане с учетом факторов окружающей их обстановки. Вопросы социального и медицинского обслуживания, как и в Финляндии, относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого они постоянно проживают.

В каждом муниципалитете за социальное обслуживание отвечает комитет социальной помощи, который при желании может организовывать и районные комитеты. Работа в муниципальных и районных комитетах ведется по следующим направлениям:

– Планирование и проектирование коммунального обслуживания в социальной сфере.

– Улучшение социальных условий конкретных групп населения.

– Индивидуальная работа с отдельными лицами и семьями по конкретным проблемам.

Система социального обеспечения в Швеции гарантирует каждому гражданину возможность достойного существования и уверенность в социальной защищенности. Благодаря национальной солидарности и высокому уровню самосознания оказалось возможным проводить налоговую политику, которая в сочетании с социальной образует механизм равномерного распределения личных доходов граждан.

Норвегия – это государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы в стране составляет около 30% государственного дохода, каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере здравоохранения. Организация социальной защиты основана на выделении трех уровней: государственного, регионального, муниципального.

Страницы: 1 2 3