Общая характеристика социальной политики стран северо-западной Европы

Страница 1

Понятие северо-западной Европы является спорным. Традиционно к северо-западной Европе относят государства Скандинавского п-ова (Норвегия, Швеция, Финляндия), Исландию, Фарерские о-ва и Данию. Включение последнего государства в список северных стран обусловлено тем, что в его территорию входит Гренландия – огромный остров, расположенный севернее полярного круга. При расширенном понимании северо-западной Европы к ней относят также государства Прибалтики: Эстонию, Латвию и Литву.

Достаточно часто как синоним понятию северная Европа используется термин Скандинавия, хотя полностью на Скандинавском п-ове расположены только 2 государства – Норвегия и Швеция. Финляндия, часть территории которой также лежит на Скандинавском полуострове, является еще менее «скандинавской» страной, чем Дания и Исландия, поскольку шведский, норвежский, датский и исландский этносы и языки родственны между собой, в то время как финны относятся к совершено иной этнической группе.

В последнее время в результате усиления интеграции всех северно-европейских государств, включая Россию, также получил широкое распространение термин Баренц-регион, произведенный от названия европейской региональной организации: Совет Баренцева / Евроарктического региона.

Поскольку полный список государств северо-западной Европы достаточно велик и включает от 6 до 9 государств, в настоящей курсовой работе предметом анализа будет являться социально-молодежная политика трех ведущих стран данного региона: Норвегии, Швеции и Финляндии. Именно эти страны являются своеобразным «лицом» региона и демонстрируют типичный для него подход к решению социальных проблем.

Общими характеристиками данных государств являются следующие: малая численность населения при достаточно больших в европейских мерках территориях; высокий уровень урбанизации; умеренный климат (несмотря на то, что значительная часть территории скандинавских стран находится за полярным кругом, достаточно комфортные условия жизни в них создаются благодаря теплому течению Гольфстрим); наличие выхода к морю.

Социальное законодательство стран северной Европы характеризуется высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом значительную роль в предоставлении социальных услуг играют местные органы самоуправления, имеет место большой охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Такая модель социальной политики получила название «бевериджской» или социал-демократической.

Основу «бевериджской» модели составляет идея о том, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым, независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. Финансирование таких систем социальной защиты происходит через налоги из государственного бюджета. Приоритетным является принцип национальной солидарности, основанный на концепции распределительной справедливости.

Социал-демократическая модель является разновидностью «бевериджской» и иначе называется скандинавской, или нордической. Главным признаком этой модели является универсализм: социальное обеспечение – это право всех граждан, гарантированное главным образом государственным сектором (бюджетом). Государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения, поэтому в скандинавских странах одни из самых высоких налогов в мире. Например, в Швеции уровень налогообложения составляет около 67%.

Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание армии, полиции, университетов и т.д. Итогом такой активной перераспределительной политики явилось полное решение проблемы бедности. Однако, не решенной в скандинавских странах остается проблема так называемых «слабых» групп (дети до 6 лет и «неправильно воспитанные» дети, трудные подростки, старики, инвалиды, безработные, нарко- и алкоголезависимые). В настоящий момент подход к решению проблем данных групп базируется на следующих принципах:

1. Одинаковая ценность всех людей независимо от возраста и производительности.

2. Добровольность (со стороны получателя) предоставления социальных услуг.

3. Непрерывность и всесторонность социальной помощи.

Страницы: 1 2 3