Виды социальных норм в первобытном обществе

Страница 2

Нормы морали регулировали деятельность человека в первобытном обществе с помощью нравственных (этических) требований и принципов. Они основывались на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и пр.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований высшей (божественной) справедливости.

Формами выражения религии в первобытном обществе были: тотемизм, фетишизм, анимализм и магия.

Тотемизм – это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом – определенным видом животных, даже растений, еще реже – других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, ему не поклонялись, но считались его своим «отцом», который помогает всем членам рода. Последние, со своей стороны не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред, употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тотемических предках; здесь хранились тотемические реликвии и совершались различные тотемические обряды. В целом тотемизм был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его естественной средой, связи, осознававшейся в естественно понятной в то время форме кровного родства.

Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела или действующие самостоятельно.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например определенных орудий труда, предметов обихода, деревьев, камней, пещер, а позднее и специально изготовленных культов предметов.

Магия – вера в способность человека особым образом действовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов (действий и слов) можно вызвать дождь, поднимать ветер, помогать и вредить людям и прочее.

Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе зачатки не только фантастических представлений – веры, но и священнодействий – культовой практики.

Л.Е. Балин под ритуалами понимает правила поведения, в которых акцент делается на внешней, строго канонизированной форме его исполнения. Т.Н. Радько пишет, что ритуалы – это форма символического внешнего поведения, действия сигнально-знакового характера. Ритуалы существовали уже тогда, когда человечество еще не овладело речью и проходили в виде церемонии, демонстративного действия, порядка выполнения определенных действий в определенной форме. Их цель – внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия.

Обычаи – это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений на основе генетических связей и языческих культов, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. Обычаи имеют социальное основание, которое в дальнейшем может быть утрачено, а данный обычай будет продолжать действовать в силу привычки. Так современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Данный обычай сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Обычаи делились на правильные и необходимые. Например, обычай кровной мести: поскольку род ставил всех сородичей под защиту, то обычай кровной мести осуществлялся всеми членами рода обиженного в отношении членов рода обидчика.

Признаки первобытных обычаев:

Сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку;

Формировались в процессе жизнедеятельности людей, эмпирического отбора многочисленных актов поведения;

Нигде не записывались и не фиксировались, это было своего рода коллективное сознание членов рода;

Передавались из поколения в поколение в процессе непосредственного общения и хозяйственной деятельности;

Обеспечивались мерами общественного воздействия, силой привычки, традиций;

Соблюдались в силу жизненной необходимости, ибо отступление от них объективно влекло наступление неблагоприятных последствий;

Отражали закономерности выживания человека, как части природы;

Страницы: 1 2 3