Виды социальных норм в первобытном обществе

Страница 1

Первой разновидностью социальных норм исторически являются мононормы – это правила поведения, которым следовали первобытные люди. Свое название мононормы получили в связи с тем, что были едиными и нерасчлененными, содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, традиции, обычаи и нормы права. Мононормы нельзя отнести ни к нормам морали, ни к нормам права потому, что они имели характер единого, нерасчлененного правила поведения, который подходит под все случаи жизни. В их задачи входило помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

Социальные нормы регулировали следующие виды общественных отношений:

1) брачно-семейные;

2) половозрастное разделение труда;

3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты;

4) правила разрешения споров между членами общины;

5) правила ведения войн между племенами

Особенностью мононорм является то, что они складывались стихийно, методом проб и ошибок, но при этом отсутствовали специальные органы, которые их вырабатывали и применяли. Древний человек отбирал и сохранял только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности путем регуляции брачно-семейных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.

Мононормы с точки зрения обязательности их выполнения можно классифицировать на нормы-запреты и нормы-ожидания.

Нормы-запреты существовали в форме табу, и за их несоблюдение следовало жесткое наказание. Если любое табу есть запрет, то не всякий запрет каких-либо действий, есть табу. Табу являлся запретом особого рода. По мнению известного ученого Ю.И. Семенова, чтобы норма запрета была признана в определенном социуме как табу, она должна включать в себя три основных составляющих компонента:

Первый компонент – глубокое убеждение людей, принадлежащих к определенному коллективу, что совершение его членом определенных действий неизбежно навлечет не только на данного индивида, но и на весь коллектив какую-то страшную опасность, возможно, даже приведет к гибели всех их. При этом люди не могут сказать ничего определенного ни о природе этой опасности, ни о том, почему и каким образом данные действия влекут ее за собой. Им известно только, что, пока люди воздерживаются от такого рода действий, эта опасность остается скрытой, когда же они их совершают, эта опасность автоматически из потенциальной превращается в реальную и угрожает им всем. В силу этого они рассматривают человека, совершающего такого рода действия, одновременно как находящегося в опасности как представляющего опасность для коллектива.

Второй компонент – чувство страха: чувство ужаса перед неведомой опасностью, которую навлекают известные действия, и тем самым страх перед этими навлекающими опасность действиями.

Третий компонент – собственно запрет, норма. Наличие запрета говорит о том, что ни веры в опасность, навлекаемую данными актами поведения человека, ни ужаса перед ней не было достаточно, чтобы отвратить людей от совершения опасных действий. Отсюда следует, что эти действия были чем-то притягательным для людей, что были какие-то достаточно могущественные силы, которые толкали человека к их совершению.

Таким образом, как отмечает Ю. Семенов, «табу представляли собой нормы поведения как бы извне навязанные обществу какой-то посторонней, внешней силой, с которой невозможно было не считаться».

У многих народов были установлены строгие правила поведение, среди которых насчитывалось множество запретов, они были призваны ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека. Запреты основывались на религиозных верованиях, считалось, что за нарушение установленных запретов духи или другие различные божества карали людей болезнями и смертью. Также нарушение запретов приводило к изгнанию из рода, телесным наказаниям и смерти.

Нормы-ожидания существовали в формы обычаев, традиций, обрядов ритуалов, мифов и формировали у человека установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций.

Особое место среди норм-ожиданий занимали мифы. Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер. Они в образной форме отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку о хороших и плохих способах поведения, их последствиях, а также содержали накопленные предыдущими поколениями социальный опыт. Человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений с помощью такой образной формы, как мифологические обряды и действия. Мифы выступали руководством к действию, с помощью которого человек осуществлял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы помогали человеку приспособиться к окружающему его миру и создать устойчивые правила поведения, которые бы регулировали человеческую деятельность.

Страницы: 1 2 3