Взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений
Поручения, как правило, даются следователем письменно, указания могут быть как письменными, так и устными, в зависимости от конкретной практической ситуации и их содержания.
Из практики известно, что в большинстве случаев заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых преступлениях поступают в органы дознания. Эти органы наиболее мобильны и могут незамедлительно отреагировать на поступившую информацию о преступлении. Закон обязывает орган дознания принимать также заявления и сообщения, проводить по ним проверку, и при наличии признаков преступления возбуждать уголовные дела, в том числе о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, и производить неотложные следственные действия.
Процессуальные формы взаимодействия органа дознания и следователя в отличии от организационных, предусмотрены уголовно-процессуальным законом и характеризуются наличием уголовно-процессуальных отношений между этими органами.
Не процессуальные (организационные) формы взаимодействия уголовно-процессуальным законом не предусмотрены. Поэтому они не носят процессуального характера и складываются по-разному. К ним можно отнести:
совместный анализ и обсуждение сведений, содержащихся в заявлениях (сообщениях) о подготовляемых или совершенных преступлениях;
оценку результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение признаков преступлений и лиц, их совершивших, в целях решений вопроса о достаточности материалов для возбуждения уголовного дела;
совместную согласованную деятельность в составе следственной группы при производстве следственных действий;
составление общих скоординированных планов следственных и оперативно-розыскных действий;
взаимный обмен информацией в процессе расследования преступлений.
В практике встречаются и другие не процессуальные формы. Характер, содержание и объем организационных форм взаимодействия зависят от условий, сложности расследуемого преступления и времени на их исполнение в каждой конкретной следственной ситуации.
Взаимодействие между органом дознания и следователем немыслимо без совместного и систематического планирования по делу, находящемуся в производстве следователя. План определяет объем, содержание, сроки и участников расследования, а также взаимоотношения между органом дознания и следователем, которые должны быть скоординированы и отражены в совместном плане. При составлении плана нужно учитывать ряд требований, предъявляемых к нему: конкретность, обоснованность, системность, полноту, реальность, своевременность и динамичность. Контролирует выполнение плана следователь. Он же вправе требовать устранения допущенных органом дознания недостатков от его непосредственного руководителя.
В случае выявления при осуществлении таможенного контроля признаков преступления, не относящихся к контрабанде, начальник таможенного отдела сообщает имеющиеся у него данные органам предварительного следствия. В свою очередь правоохранительные органы РФ сообщают таможенным органам РФ имеющиеся факты правонарушений, связанных с нарушениями таможенных правил или контрабандой.
При расследовании дел о контрабанде различные оперативно-розыскные мероприятия проводятся с использованием оперативных сил и средств органов ФСБ, МВД и таможенной службы. Оперативные силы и средства играют при расследовании контрабанды вспомогательную роль. Их основное назначение – способствовать полному, всестороннему и объективному расследованию дела. Однако вспомогательная роль оперативных сил и средств не снижает их важного значения при расследовании этого вида преступлений.