Взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений

Страница 1

Предупреждая, пресекая и расследуя преступления, орган дознания (следователь) вступает со следователем в различные отношения, которые в юридической литературе и на практике называются взаимодействием, а установленные уголовно-процессуальным законом способы связи между ними – формами взаимодействия.

Термин "взаимодействие" означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку.

Данный термин правильно передает характер отношений органа дознания (следователя) со следователем, так как взаимодействие как раз и предполагает взаимную помощь органов предварительного следствия и дознания в процессе расследования уголовных дел, взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятий и совместную ответственность за раскрытие преступления и изобличение виновных.

Взаимодействие органа дознания и следователя имеет теоретические и правовые основания.

Теоретические основания взаимодействия – это положения, объясняющие его смысл и значение. Их уяснения делает взаимодействие более осмысленным и целенаправленным, способствуя тем самым его законности и эффективности. При этом нужно иметь в виду, что в случае закрепления в нормах права теоретические основания приобретают характер правовых.

Теоретическими основаниями взаимодействия являются:

а) общность задач органов дознания и предварительного следствия;

б) одинаковая юридическая сила процессуальных актов органа дознания и следователя;

в) необходимость использования возможностей органов дознания и следователя.

Фундаментом взаимодействия органов предварительного следствия и дознания служат нормы уголовно-процессуального закона, которыми установлены общие для них задачи. Лишь объединяя усилия, названные органы могут эффективно решать эти задачи.

Процессуальные акты органов дознания и предварительного следствия имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому следователь вправе давать органам дознания поручения о производстве следственных действий. И, действительно, если бы протоколы следственных действий, выполненных органами дознания, не имели доказательственного значения протоколов, составленных следователями, то не имело бы смысла давать органам дознания поручения о производстве следственных действий.

Умелое сочетание возможностей следователя и органа дознания позволяет успешно решать задачи уголовного судопроизводства.

Под правовыми основаниями взаимодействия органов дознания и предварительного следствия следует понимать предписания законов и подзаконных нормативов актов, которыми определяются задачи и порядок взаимодействия, его организация, права и обязанности органов дознания и следователя.

Непосредственным организатором и руководителем данного взаимодействия является следователь, поскольку предварительное следствие – основная форма расследования. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Таким образом, под взаимодействием органов дознания и предварительного следствия, следует понимать основанную на законах и ведомственных нормативных актах, их совместную согласованную деятельность, направленную на решение задач уголовного судопроизводства при руководящей и организующей роли следователя при четком разграничении компетенции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6