Историко-правовой аспект организации защиты прав потребителя в ЕС

Страница 3

"О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей" от 23 июля 1986г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию "Европы народов";

"Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности" от 15 декабря 1986г. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.

В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г. одобрил постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". В Постановлении назывались следующие направления:

Включение политики защиты прав потребителей в общую политику Сообщества по созданию объединенного рынка путем: изучения последствий создания объединенного рынка для потребителей (особенно влияние тех рыночных секторов, которые в наибольшей степени воздействуют на потребителей);подготовки проектов нормативных актов, наиболее остро затрагивающих интересы потребителей.

Совершенствование представительства потребителей в органах Сообщества посредством: участия органов ЕС в системе представительства потребителей государств - членов Сообщества; обмена мнениями с представителями предпринимателей; оптимального выполнения постановления Совета ЕС от 4 ноября 1988г. "О большей вовлеченности потребителей в процесс стандартизации товаров";

Гарантирование безопасности товаров и услуг и обеспечение информации об их свойствах посредством: возможной разработки соответствующих норм на уровне Сообщества; обеспечения оптимальной работы службы оповещения о несчастных случаях, вызванных потребительскими товарами и о появлении опасных товаров; поощрения мероприятий по обеспечению высокой безопасности товаров для детей т. д.;

Поощрение государств - участников (без вмешательства в их внутреннее законодательство) к развитию эффективной системы возмещения ущерба потребителям путем: рассмотрения возможности предъявления групповых исков; обеспечения судебного и внесудебного способа рассмотрения и разрешения споров на небольшие суммы, возникающих между потребителями и предпринимателями (с учетом быстрого и эффективного разрешения таких споров);изучения возможности доступа к правосудию при возникновении споров, вытекающих из отношений с иностранным элементом;

Завершение работы над проектом директивы Совета ЕС о недобросовестных условиях договоров и об общей политике в области информации потребителей.

Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).

Изучив историю возникновения движения в защиту прав потребителей, я пришел к следующему выводу.

В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается Консультативный комитет по защите прав потребителей. В ЕЭС в 1975г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Было разработано три программы по защите прав потребителей и информационной политике. Таким образом, политика и практика ЕС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС.

Страницы: 1 2 3