Историко-правовой аспект организации защиты прав потребителя в ЕС

Страница 2

Оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям. Информирование и просвещение потребителей. Комиссии ЕС поручалось изучение существующей системы оказания помощи потребителям, способов возмещения причиненного ущерба; арбитражное (третейское) рассмотрение и разрешение споров; разработка средств защиты потребителей в судах, в том числе определение возможности предъявления групповых (коллективных) исков.

Изготовители (продавцы, исполнители услуг) должны предоставлять потребителям информацию о природе, качестве, количестве и цене товара. Информация должна быть такой, чтобы потребитель мог сделать разумный выбор и иметь возможность потребовать возмещения любого причиненного ущерба.

В отношении пищевых продуктов намечалось разработать параметры, обязательные для информирования потребителей: состав, вес или объем, калорийность, дата изготовления и другая полезная информация. В отношении иных товаров (услуг) Программа устанавливала обязанность органов ЕЭС разработать правила о параметрах товаров, представляющих интерес для потребителей. Предполагалось побуждать изготовителей к добровольной информативной маркировке.

Следующее направление деятельности - сравнительное тестирование с помощью государственных, частных или иных государственно-частных организаций.

В области просвещения потребителей предполагалось обучение различных возрастных групп населения соответствующему поведению по защите своих прав, правильному выбору товара на основе предоставленной информации. Консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы. На Комиссию возлагалось провести сравнительные исследования существующих в странах Сообщества процедур консультирования потребителей и представителей потребителей через организации и общества защиты потребителей, а также побудить имеющиеся потребительские организации и общества к обмену информацией и опытом.

Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. Отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа, тестирования, маркировки, стандартов безопасности.

Вторая Программа содержала более детальные требования в отношении некоторых групп товаров: продовольственных, косметических, фармацевтических и др.

При защите экономических интересов потребителей Программа учитывала принципы, заложенные в первой, одновременно предусматривая и новые направления - защиту специфических групп потребителей, учет интересов потребителей при проведении сельскохозяйственной политики, особенно в отношении цен и уровня снабжения.

Программа распространила политику учета интересов потребителей на сферу услуг. Поэтому Комиссия ЕС поставила задачу изучить и подготовить специальные нормативные акты, регулирующие следующие услуги:

1). коммерческие услуги, распространяющиеся на товары, которым необходим послепродажный сервис, ремонт товаров длительного пользования, увеличение гарантийного срока, снабжение запасными частями

2). коммерческие услуги, не связанные с товарами (туризм, потребительский кредит и страхование)

3). услуги, оказываемые государственным и государственно-частным сектором (снабжение электроэнергией, газом, водой, транспортом).

Проблема информирования потребителей рассматривалась так же, как и в Программе 1975г. Однако обязанности Комиссии ЕС были дополнены следующим: включать в нормативные акты Сообщества о качестве и безопасности товара правила о доведении до потребителей достоверной информации о качестве и свойствах товара; проводить регулярные встречи между представителями потребителей, изготовителей и продавцов по поводу разработки добровольных систем маркировки товара, надлежащей упаковки и информирования потребителей об особенностях товара; поощрять сотрудничество между организациями, занимающимися тестированием товаров (услуг); использовать все средства массовой информации для информирования потребителей. По вопросам просвещения потребителей акцент делался на взаимные консультации и обмен мнениями.

Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

В середине 80-х г. разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986г. одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:

Страницы: 1 2 3