Криминологическая характеристика коррупционной преступности

Страница 3

О латентности коррупционной преступности свидетельствуют данные официальной статистики. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, например, занимали в 2002 г. в общей структуре российской преступности 0,27% (были возбуждены 7033 уголовных дел этой категории, в том числе 2780 - по коммерческому подкупу), в 2003 г. - 0,2% (6108 уголовных дел, в том числе 2495 по коммерческому подкупу), в 2004 г. - 0,18% (5308 уголовных дел, в том числе 2020 - по коммерческому подкупу), в 2005 г. - 0,16% (5817 уголовных дел, в том числе 2178 - по коммерческому подкупу), в 2006 г. - 0,13% (4989 уголовных дел, в том числе 1751 - по коммерческому подкупу), в 2007 г. - 0,13% (4631 уголовных дел, в том числе 1786 - по коммерческому подкупу), в 2008 г. - 0,13% (4210 уголовных дел, в том числе 1712 - по коммерческому подкупу), за январь-июнь 2009 г. - 0,2% (3098 уголовных дел, в том числе 1348 - по коммерческому подкупу).

Разумеется, приведенные цифры действительности не отражают. Об уровне латентности коммерческого подкупа, в частности, свидетельствует показатель криминала во взяточничестве. В 2002 г. в России зарегистрированы 7311 фактов взяточничества, в 2003 г. - 7346, в 2004 г. - 8928, в 2005 г. - 9821, в 2006 г. - 11063, в 2007 г. - 11616, в 2008 г. - 12512, за январь-июнь 2009 г. - 9141. Таким образом как показывает приведенные данные, уровень выявленного взяточничества выше уровня выявленного коммерческого подкупа в 2002 г. - в 2,6 раза, в 2003 г. - в 2,9, в 2004 г. - в 4,4, в 2005 г. - в 4,5, в 2006 г. - в 6,3, в 2007 г. - в 6,5, в 2008 г. - в 7,3, за январь-июнь 2009 г. - в 6,8.

Сфера действия ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), между тем, много шире сфер действия ст. ст.290 УК РФ (получение взятки) и 291 УК РФ (дача взятки), поскольку число хозяйствующих субъектов в стране исчисляется миллионами и явно больше числа государственных органов, органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений и других, представленных должностными лицами. С достаточно высокой степенью вероятности, исходя из близости коммерческого подкупа и взяточничества, можно предположить если не превышение первого в структуре преступности по отношению ко второму, то хотя бы их равенство.

Таким образом, следует признать, что в структуру преступности попадает лишь один из двух-трех (по 2002-2003 гг.), один из четырех-пяти (по 2004-2005 гг.), один из шести-семи (по 2006 - июнь 2009 гг.) реально совершенных фактов коммерческого подкупа. Это означает уход от уголовной ответственности, по меньшей мере, двух-семи человек на каждого привлеченного к таковой; появление у них, да и у общества в целом, ощущения безнаказанности подобного преступного поведения.

Анализ состояния и структуры данных свидетельствует, что среди должностных преступлений преобладают такие, как взяточничество, служебный подлог и превышение должностных полномочий.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Преобладание доли служебного подлога среди должностных преступлений связано с тем, что данное преступление сопутствует, как правило, всем должностным преступлениям и квалификация проводится по совокупности преступлений.

Ядро коррупционной преступности, как известно, составляет взяточничество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8