Принцип светского государства

Страница 2

Вполне содержательное понятие приводит В.А. Туманов: «Светское государство – это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов». Но в данном понятии вызывает вопрос уместность наличия термина «антирелигиозный взгляд», потому что антирелигиозность по большому счету является синонимом атеизма, который и так упомянут в понятии.

Л.О. Иванова полагает, что: «…государство, выступая как светская нерелигиозная институция, не нарушает принципа свободы совести, когда проявляет неодинаковое отношение к разным вероисповедным сообществам, исходя из понятия «общего блага»». По мнению М.П. Мчедлова, существование различий между религиозными объединениями естественно в силу признания исторической социально-культурной значимости тех или иных религий, которое не должно приводить к ущемлению прав других конфессий и религий: «И тут нет предпосылок ни для обиды, ни для дискриминации. Такова историческая реальность».

Т.П. Лупарев высказывает аналогичное мнение: «Атеизм и религия должны быть равно удалены от государства, считающего себя светским. Демократическое государство обязано одинаково относиться к различным религиозным организациям; оно не может делить конфессии на большие и малые, на традиционные и нетрадиционные, ибо подлинная демократия заключается не только в учете запросов, мнений и настроений большинства, но также в защите прав, законных интересов любого меньшинства». Подобных взглядов придерживаются Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова, которые считают, что государство должно исходить из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому признаку.

По мнению С.А. Бурьянова, «светское государство – мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение в качестве официальной идеологии, обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора». Свобода выбора в данном понятии является основополагающим условием, что, на наш взгляд, не совсем верно, так как свобода выбора – это лишь первоначальное действие индивида при выборе мировоззренческой картины мира, а реализация взаимоотношений государства и религиозных объединений и обеспечение свободы вероисповедания человека в понятии не раскрыта. По мнению А.Д. Сухова, «светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни». М.В. Баглай определяет «светское государство» как отделение государства и религиозных объединений друг от друга, то есть взаимно не вмешивание в дела друг друга. Р. Батыр определяет государство светским, если оно в своих решениях исходит не из постулатов веры, а действует по соображениям рациональности. Государство, дабы достичь идеальной светскости, должно в идеале «вытравить» из своего законодательства все латентные атавизмы религии, «стерилизовать» себя от любых ее проявлений и действовать только в соответствии с разумом. Это вовсе не означает, что власть должна отстраниться от проблем верующих и религиозных конфессий. Просто ее взаимодействие с институтами религии будет происходить не потому, что она разделяет ее догматы, а только потому, что такое взаимодействие будет иметь общественно значимый результат, важный в первую очередь для самого государства и его граждан.

В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: «Светское государство – государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства». Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова также полагают, что понятие «светское государство» характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга.

Верное, на мой взгляд, понятие дает И.В. Понкин, утверждающий, что светскость является «характеристическим свойством, отражающим или закрепляющим социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов». Но все таки данное понятие охватывает только сущность независимости государства от религиозных объединений, но при этом остается не упомянутой независимость религиозных объединений от государства. Тогда как одним из условий существования и деятельности светского государства является невмешательство государства в деятельность религиозных объединений.

Страницы: 1 2