Принцип светского государства

Страница 1

Одним из видных приверженцев концепции светского государства являлся Никколо Макиавелли, который выступал против статуса христианства как государственной идеологии. Макиавелли в качестве движущей силы истории считал человеческий эгоизм, при котором на первом плане оказывались худшие стороны человеческой природы. Священник А.В. Мень справедливо отмечал: «Макиавелли оправдываeт одну из сильнейших человеческих страстей – волю к власти». Таким образом, Макиавелли отделяет политику не только от религии, но и от всякой морали. Именно он впервые разработал концепцию абсолютной, ничем не ограниченной власти, что выразил в прославленном труде «Государь». Последователями его концепции в России стали царь Иван Грозный, император Петр I, Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. Но воплотить полностью идеи Макиавелли в виде освобождения власти от всех религиозных и иных ограничений удалось только при тоталитаризме в XX веке.

Толковый словарь русского языка Владимира Даля дает такое определение светскости: «Светский, к свету (миру) в разных значениях относящийся, земной, мирской, суетный или гражданский .».

Толковый словарь С.И. Ожегова определяет: «Светский как не цеpковный, мирской, гражданский. В буржуазно-дворянском обществе: избранный круг людей, принадлежащий к привилегированным классам».

Понятие «светское государство», согласно словарю А.Ф. Никитина, означает «конституционно-правовую характеристику государства, означающую отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности».

В настоящее время существует многообразие мнений по поводу определения светского государства. Нам представляется наиболее удачным тезис А.Ф. Мещеряковой, согласно которому: «светское государство – это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общества». В данном понятии особое место занимает функция взаимодействия государства и религиозных объединений для достижения важных социальных целей, таких как социальная поддержка нуждающихся, реабилитация алкоголиков и наркозависимых, участие в благотворительной деятельности общества.

Свобода совести и вероисповедания является многогранным и сложным понятием. На протяжении многих веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие категории «свобода», «вероисповедание» и «совесть» рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Права и обязанности – основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем».

Согласно О.В. Петренко, который анализирует и раскрывает первый принцип справедливости в работах Дж. Ролза, «каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

В данном сочетании, на мой взгляд, понятие свободы является ключевым элементом не только по отношению к выбору исповедуемой религии, но и к отсутствию религиозных верований. Именно принцип свободы совести является необходимым условием функционирования не только светского государства, но и государства в целом, так как отсутствие и непризнания принципа свободы совести влечет за собой прямое нарушение прав человека и превращение демократического государства в тоталитарное, что на современном этапе развития человеческого общества недопустимо.

Ключевую направленность в анализе развития инвариативных идей в учениях о власти и государстве сформулировал Л.В. Акопов, в которой утверждается, что России присуща «высокая степень нравственно-религиозной окрашенности и психологической акцентуации в оценке соотношения государства и власти». В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Страницы: 1 2