Система и задачи российского законодательства о борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
Огромная разрушительная мощь предметов вооружения требует продуманного и качественного контроля. Чтобы обеспечить безопасность личности, общества и государства, предупредить совершение преступлений с использованием огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, избежать несчастных случаев при обращении с ними и иных негативных последствий, российское государство устанавливает целую систему правовых норм, определяющих порядок бытия поименованных предметов. Указанные нормы относятся к различным отраслям права: административному, уголовному и гражданскому.
Гражданское право регламентирует субъективные права лиц в отношении предметов вооружения, регулирует вопросы владения ими, пользования и распоряжения. Административное право в силу особой опасности огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, предусматривает специальные процедуры и запреты, связанные с приобретением, владением и использованием указанных предметов. Уголовное же право устанавливает ответственность за наиболее общественно опасные, посягающие на самые важные социальные ценности деяния, связанные с предметами вооружения.
Следует отметить, что в Российской Федерации действует система многоуровневых по субъекту принятия нормативных актов, в которых подробно и тщательно определяется порядок обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. Кроме федеральных нормативных актов в этой сфере (законов, постановлений правительства, приказов) действуют и акты субъектов федерации.
Можно сделать вывод, что на данный момент сложилась целая система законодательства, регламентирующая поведение человека по отношению к предметам вооружения. Результатом этого стало, что в теории, законодательстве и следственно-судебной практике в последние годы стали пользоваться понятием «оборот оружия».
Оборотом оружия (в рассматриваемом нами контексте) является:
1. употребление, использование;
2. обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли.
ФЗ РФ № 150 («Об оружии») от 13 декабря 1996 года объединил и существенно расширил определения понятия оборота применительно к индивидуальному ручному оружию. Статья первая указанного закона, как уже говорилось выше, гласит: «оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации».
Таким образом, можно считать, что оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – это весь процесс их существования, развивающийся в пространстве и времени, начиная с разработки (исследования) и завершая уничтожением.
Во многих статьях Особенной части УК РФ 1996 г. оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства предусмотрены в качестве обязательного признака состава преступления.
Можно выделить следующие группы таких преступлений:
1) преступления, где сама вооруженность является признаком состава (организация незаконного вооруженного формирования, бандитизм, вооруженный мятеж);
2) преступления, в которых оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства выступают в качестве предмета соответствующих составов (контрабанда, хищение и другие правонарушения, преступления против военной службы);
3) преступления, для которых указанные предметы являются орудиями их совершения.
Необходимость рассмотрения обозначенной в заглавии темы: «Оружие как предмет преступления», в общем контексте ст.222-226 УК представляет возможным краткое освещение нормативной и научной базы в целом по преступлениям, связанным с предметами вооружения.