Структура судебной власти Российской Федерации

Страница 3

Третьим звеном системы арбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (они созданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации, арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе нечетного числа судей – трех или более.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного Суда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел. Если судебные коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ.

Конституционные (уставные) суды. Ведущее место в системе различных механизмов защиты прав и свобод человека в современном мире принадлежит институту конституционного контроля. Основополагающие нормы о Конституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Являясь частью судебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципы судопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд РФ отличается от других судебных органов особым правовым положением, а конституционное судопроизводство – от уголовного, административного и гражданского. Сказанное касается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства, мер ответственности и т.д.

Целями Конституционного Суда РФ являются: охрана суверенитета народов России; зашита конституционного строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Особая роль отводится праву разрешать дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб, которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных в Конституции.

Жалоба в Конституционный Суд РФ должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправе обратиться в Суд только в случае нарушения его основных прав и свобод. Во-вторых, неконституционная, по мнению заявителя, норма должна быть применена в конкретном деле. Суд по жалобе может проверить не только содержание закона (отдельной нормы), но и порядок его принятия, подписания и опубликования. По содержанию проверяются только те законы, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г.

Федеральный законодатель наделил Суд следующими полномочиями:

1) решать дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешать споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Феде рации;

давать толкование Конституции РФ;

давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Суд может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Суд также может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В качестве иного полномочия, не установленного специальным законодательством о Конституционном Суде РФ, можно назвать право Суда по запросу Президента РФ проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. Суд, как высший орган конституционной юстиции, решает исключительно вопросы конституционного права и не должен решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов.

Страницы: 1 2 3 4