Структура судебной власти Российской Федерации

Страница 1

В России сложилась разветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель – осуществление правосудия, их можно разделить на три самостоятельных системы:

система общих судов (включая подсистему военных судов);

система арбитражных судов;

3) конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.

В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» все судебные учреждения делятся еще и по территории действия. По этому критерию различают:

федеральные суды – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;

суды субъектов Федерации – конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды – это три самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию РФ и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судебных органов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.

Говоря о структуре судебной власти, следует отметить, что сама Конституция учреждает только высшие звенья федеральной судебной системы. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Кроме того, Конституция РФ не характеризует компетенцию судебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключением Конституционного Суда). Конституция РФ предоставляет право устанавливать полномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128). Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам непосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в нее, говорит о том, что эти вопросы следовало бы урегулировать в Конституции.

Система судов общей юрисдикции. Основным звеном в структуре судов общей юрисдикции является районный суд, наделенный широким объемом полномочий. Так, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к его компетенции, районный суд рассматривает материалы о подведомственных ему административных правонарушениях.

Вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектов Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Структура судов субъектов более сложна, нежели районных судов, которые имеют в своем составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей. Суды субъектов Федерации включают президиум суда, судебную коллегию по уголовным делам, судебную коллегию по гражданским делам. Президиум формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Судебные коллегии возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя суда.

Завершающее звено в структуре судов обшей юрисдикции – Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, выполняя особые задачи, Верховный Суд имеет систему структурных подразделений: Пленум; Президиум; Судебную коллегию по гражданским делам; судебную коллегию по уголовным делам; военную коллегию. Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа его судей. Распределение судей по коллегиям производит Пленум по представлению председателя Суда. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями председателя Верховного Суда РФ.

Коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Они рассматривают дела: как суды первой инстанции; в качестве судов второй (кассационной) инстанции; в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В 1999 г. в Верховном Суде РФ была сформирована Кассационная коллегия, в состав которой входят председатель коллегии и 12 судей. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей: председатель, его заместители, судьи. Кроме судебных полномочий он выполняет организационные функции: рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, обсуждает материалы изучения судебной статистики, анализирует состояние законности и преступности в государстве и др. Состав Президиума утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда.

Страницы: 1 2 3 4