Правовой режим международных рек и озер

Страница 2

Прибрежное государство осуществляет суверенитет над участком международной реки, протекающим по его территории с ограничениями, устанавливаемыми соглашением прибрежных государств и современным международным правом, которое регулирует также несудоходное использование международных рек для целей ирригации, гидроэнергетики, рыболовства, лесосплава, сброса отходов и т.п. Государства должны исходить из принципов разумного и справедливого использования вод и непричинения существенного трансграничного ущерба иным прибрежным государствам.

После распада СССР международными стали многие реки, протекающие по территории Беларуси, например, Нёман, Днепр, Буг, Западная Двина. Однако пока специальных международных соглашений по данным рекам Беларусью не заключено.

В 2008 г. Республика Беларусь присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения 1996 г., направленному на облегчение и развитие в Европе международных перевозок внутренним водным транспортом. Данное Соглашение представляет собой согласованный план развития и строительства «сети внутренних водных путей международного значения», куда входят внутренние водные пути и порты международного значения, указанные в приложениях к Соглашению. На основании данного Соглашения всем внутренним водным путям международного значения присуждаются двух-, четырех- или шестизначные номера. Так, путь [река Висла от Гданьска до Варшавы – Брест] – Пинск – река Днепр через Киев до Херсона имеет номер Е 40 (в квадратных скобках приведены участки водных путей, которые в настоящее время не существуют, но которые включены в программы развития инфраструктуры). Среди перечисляемых в Приложении к Соглашению портов внутреннего плавания международного значения, к сожалению, белорусских портов нет.

21 апреля 2003 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, принятой 17 марта 1992 г. в г. Хельсинки. Согласно Конвенции трансграничные воды – это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Основной задачей Конвенции является предотвращение и минимизация последствий трансграничного воздействия, под которым понимаются любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией того или иного государства-участника, для окружающей среды в районе, находящемся под юрисдикцией другого государства-участника. К числу таковых для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата, ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов. Государства берут на себя обязанность принимать все меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия, включая ограничение загрязнения вод, использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера, сохранение и, когда это необходимо, восстановление экосистем.

Конвенция базируется на следующих принципах:

1) принятие мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием – с другой;

Страницы: 1 2 3 4