Правовой режим международных рек и озер

Страница 1

Своеобразием отличается международно-правовое регулирование прохождения границ по рекам, которые пересекают или делят территорию нескольких государств. Собственно международная река – это река, протекающая по территории двух или более государств. Различают трансграничную реку, пересекающую государственную территорию нескольких государств, и пограничную реку, разделяющую территории государств, т.е. по ней проходит государственная граница двух государств.

Исторически международной право регулировало в основном судоходство на реках, поэтому международная река в узком смысле – это река, судоходная на всем своем протяжении, протекающая по территории нескольких государств и впадающая в море. Таких международных рек в классическом понимании на Земном шаре около 200: Дунай, Амазонка, Вольта, Замбези, Конго, Нигер, Нил, Ганг, Меконг и др.

Наиболее крупные судоходные международные реки как важные транспортные артерии становились объектом отдельных многосторонних договоров. Так, Белградская конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г., дополненная Будапештским Дополнительным протоколом 1998 г., закрепила, что навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

В данной Конвенции выражения «придунайское государство» или «придунайская страна» означают государство, имеющее берег или берега по Дунаю. Однако при том, что первоначально в Конвенции 1948 г. участвовал СССР, в 1998 г. Дополнительный протокол подтвердил участие в Конвенции Российской Федерации, которая после распада Советского Союза перестала быть придунайским государством. Придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией учреждается Дунайская комиссия, в состав которой входит по одному представителю стран – участниц Конвенции. В компетенцию Комиссии входит:

– наблюдение за исполнением постановлений Конвенции;

– составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских государств;

– установление единой системы навигационной путевой обстановки на всем судоходном течении Дуная, а также, с учетом специфических условий отдельных участков, основных положений о плавании по Дунаю, включая основные положения лоцманской службы;

– унификация правил речного надзора;

– координация гидрометеорологической службы на Дунае, издание для Дуная единого гидрологического бюллетеня и гидрологических прогнозов, краткосрочных и долгосрочных;

– статистика судоходства на Дунае;

– издание справочников, лоций, навигационных карт и атласов для нужд судоходства.

Судоходство на Дунае осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай, а в тех районах, где берега Дуная принадлежат двум разным государствам, – согласно правилам, установленным по соглашению между этими государствами. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.

Страницы: 1 2 3 4