Реклама и антимонопольная деятельность

Страница 1

В соответствии со статьей 33 ФЗ «О рекламе» государственный контроль за соблюдением субъектами рекламной деятельности требований законодательства о рекламе (непосредственной распознаваемости, достоверности, добросовестности, этичности) возложен на антимонопольный орган, функции которого в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (далее - ФАС РФ), положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года. Согласно данному Положению Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Для выполнения возложенных на ФАС РФ задач ее территориальные подразделения наделены полномочиями, которые определены в ст. 33 ФЗ «О рекламе», согласно которой территориальные антимонопольные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В целях предупреждения, выявления и пресечения ненадлежащей рекламы антимонопольные органы обладают достаточным набором средств административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства, куда входит возможность выдачи нарушившим закон рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении недостоверной рекламы (об осуществлении контррекламы) и о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением рекламного законодательства, а также привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу.

Процедура, сроки рассмотрения дел и принятие по ним решений ФАС РФ и его территориальными управлениями по признакам нарушения законодательства о рекламе на настоящий момент регулируются Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» в рамках осуществления государственного контроля за субъектами рекламной деятельности и соблюдением ими установленных нормативными актами предписаний, антимонопольный орган наделен правом возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В этих целях ФАС РФ и ее территориальным органам законодатель предоставил возможность выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Согласно статье 37 Закона «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания, а постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Помимо контрольных полномочий антимонопольные органы также вправе осуществлять разъяснения по вопросам применения закона «О рекламе». Так, специалисты ФАС России обобщили разъяснения, подготовленные ФАС РФ по запросам ее территориальных органов и субъектов рекламной деятельности в связи с принятием нового закона «О рекламе» и изложили свои пояснения к его отдельным положениям в Аналитической записке года. Проанализировав ее содержание можно сделать вывод о том, что многие не урегулированные законодателем вопросы, при попытке их решения относятся на усмотрения антимонопольного органа. Например, мы абсолютно убеждены, что новый закон «О рекламе» так и не решил проблему разграничения рекламы и информации нерекламного характера.

Страницы: 1 2 3 4 5