История создания Совета Безопасности ООН

Страница 6

- сохранение за государствами полномочия на самостоятельное осуществление тех функций, которые возложены на Совет, наряду с Советом: государства обладают правом на индивидуальную или коллективную самооборону; при этом дозволения Совета на такие действия не требуется, Совет лишь должен быть поставлен в известность; решение Совета о коллективных действиях необходимо только тогда, когда потерпевшее государство не в состоянии осуществить самооборону самостоятельно, как это было с оккупированным Кувейтом в 1990 г., либо против государства, грубо нарушившего обязательство erga omnes, когда трудно либо невозможно обнаружить потерпевшее государство, как это было в случаях принятия Советом санкций вследствие грубого попрания прав человека или создания крупномасштабной террористической угрозы;

- возможность абсолютного или частичного отозвания полномочий, возложенных на Совет; в принципе такая возможность у суверенного государства есть всегда, пока оно сохраняет свою независимость и не входит в другое государство. Такой вопрос встает всегда, когда государство решает, следует ли ему присоединиться к какой-либо международной организации или выйти из нее.

Таким образом, Совет Безопасности, в сущности, имеет характер инструмента, через который государства осуществляют свою волю. При этом следует подчеркнуть двойной процесс образования полномочий Совета Безопасности: государства – члены ООН сначала наделяют Совет полномочиями путем принятия Устава ООН, а затем уточняют эти полномочия каждый раз, когда встает вопрос о пресечении актов агрессии или нарушения мира.

Природа Устава Организации Объединенных Наций как международного договора, как и множества учредительных договоров других международных организаций, не оспаривается. И.И. Лукашук, говоря об Уставе ООН как международном договоре, отмечает его особенности: «Особое положение учредительного договора признается Венскими конвенциями о праве договоров». Однако необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что суть у этого договора такая же, как у других международных договоров – фиксация соглашения, точнее достигнутого согласования воль государств-участников. Из этой сущности Устава как международного договора вытекает согласительная природа правовой системы ООН.

Второй этап – подтверждение или конкретизация полномочий Совета – сложнее: от имени всех членов ООН этот процесс производится членами Совета Безопасности, особенно постоянными членами. Хотя этот этап по форме сложнее, но суть его та же, что и заключение договора, – достижение согласования воль государств-членов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6