Бюджетный кодекс РФ как главный законодательный акт в области бюджетных отношений

Страница 3

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

Бюджет – это основной финансовый план государства, состав его доходов и расходов. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ дано следующее легальное определение бюджету: «бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Ежегодному бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме Федерального закона. На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Акты, издаваемые о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени. В процессе образования, распределения и использования бюджетов различных уровней возникают отношения, регламентируемые нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное права.

Бюджетное право – это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере бюджетной деятельности, возникающих по поводу накопления, распределения и использованию федерального, регионального и местного бюджетов.

Бюджетное право – основной раздел финансового права. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Например, статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. ст. 101, 104, 106, 114 Конституции РФ).

Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ.

Нормативные акты Правительства РФ, правительств субъектов Федерации.

Нормативные акты Министерства финансов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Бюджетное устройство любо страны определяется ее государственным устройством. Поэтому для федеративных государств характерно трехуровневое строение их бюджетной системы.

Анализ выше приведенной таблицы позволяет дать следующее определение бюджетной системы РФ, закрепленной в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, под которой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней: федерального, регионального и местного. Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных правоотношений.

Согласно БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий.

Страницы: 1 2 3