Бюджетный кодекс РФ как главный законодательный акт в области бюджетных отношений

Страница 1

В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал равным законодательным актом в области бюджетных отношений.

Как нами уже было отмечено, кодекс – законодательных актов, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя и практике и в процессе кодификации – сведения воедино Сдельных законодательных актов в их взаимосвязи, – поучает новое качество.

Форма целостного комплексного законодательного акта дает возможность увязать и сбалансировать права и подлинности участников бюджетных отношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетной системы и установление адекватной правовой ответственности бюджетные правонарушения. Одновременно Кодекс должен определить систему критериев оценки любых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах, но изменяющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритет прямого действия бюджетных законов.

Принятый Бюджетный кодекс РФ в этом отношении в большей степени является исключением, чем правилом, поскольку он направлен не столько на кодификацию, сколько на реформирование бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс РФ принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советам Федерации 17 июля 19911 г. В нем можно было ожидать подведения итогов реформы бюджетной системы России и в определенной мере он решает поставленные перед ним задачи. В частности, в Кодексе реализуется концепция казначейской системы исполнения бюджета. Казначейская модель исполнения федерального бюджета основывается на двух коренных принципах, которые нашли отражение в Бюджетном кодексе:

первое – концентрация всех средств федерального бюджета на едином счете государства, который находится в Центральном банке РФ;

второе – достаточно строгая и полная система предварительного и текущего контроля.

С зачислением всех доходов на единый счет Казначейства России и финансированием всех расходов с единого счета казначейства регламентируется вся цепочка прохождений бюджетных средств. Это позволяет реально осуществлять органам казначейства предшествующий и текущий контроля за исполнением бюджета Уточнены в Бюджетном кодексе РФ основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства. Но при этом остается неясным, на каких условиях выделяются средства бюджетополучателям, как оплачиваются счета органами федерального казначейства и на какую сумму бюджетополучатель сам применять право принимать решения. Бюджетный кодекс РФ несомненно делает шаг вперед, декларируя казначейское исполнение бюджета, но при этом охраняются уполномоченные банки. А это по существу означает, что снова открываются возможности утечки бюджетах средств в сферу финансового рынка, такая возможность многом дезавуирует преимущества казначейской системы пополнения федерального бюджета. Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе система управления государственным долгом, определены возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета. Упорядочиваются Бюджетным кодексом РФ также и вопросы предоставления средств бюджета на реализацию государственных (муниципальных) заказов и заключения государственных договоров (контрактов), а также регламентируются предоставление бюджетных инвестиции негосударственных предприятиям.

Страницы: 1 2 3