Теория общественного договора

Понятие «Общественный договор» упоминается в работах Томаса Гоббса в XVII веке, после чего оно активно используется в европейской политике и социальных науках. Гоббс рассуждая об общественном договоре, имел ввиду следующее: люди от природы наделены неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество. При этом неограниченное использование этих прав ведет либо « к войне всех против всех», либо к установлению такого социального порядка, при котором одни жестко угнетают других. И в первом и во втором случае возможен только один исход – социальный взрыв, который приведет к хаосу. Именно поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от некоторых естественных прав и передали их государству, которое будет гарантом законности, порядка и справедливости.

Человек утрачивает свою естественную свободу, когда он что хочет, то и делает; но приобретает гражданскую свободу. Это дает человеку право на свободу слова, право голоса на выборах. Человек теряет естественное право добывать себе имущество (отнимать у слабого), но приобретает право собственности. В этом и заключается смысл «Общественного договора». В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно – для достижения социального порядка, который устроит всех или большинство, необходимы эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что «Общественный договор» сегодня представляет собой форму диалога между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества, Диалог необходим по всем направлениям и на всех уровнях. Нужны переговоры внутри гражданского общества; нужны переговоры между отдельными субъектами общества и политики; нужны, разумеется, переговоры внутри политического общества. Если в результате общих долгосрочных усилий эти переговоры будут постоянными, это приведет к тому, что Беларусь сможет состояться как государство своего народа. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. При этом жизнь и взаимоотношения людей в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Например, Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Локк считал, что естественное состояние индивида – в его неограниченной свободе.

Объектом исследования является теория общественного договора о происхождении государства.

Предмет курсовой работы – сравнительный анализ концепций общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка.

Цель данной работы – определить содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства.

В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть суть теории общественного договора о происхождении государства;

- рассмотреть теории общественного договора Т.Гоббса и Дж.Локка;

-провести сравнительный анализ данных теорий.

Для того, чтобы понять содержание теории общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо рассмотреть некоторые из известных концепций. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие:

- теория общественного договора Т. Гоббса;

- теория общественного договора Дж.Локка.

При написании курсовой работы автором были использованы следующие методы:

- сравнительный;

- исторический;

Кроме них в работе использовались общенаучные принципы и методы историзма, системного, комплексного анализа теорий общественного договора.

Для написания работы были использованы работы Т. Гоббса «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Дж. Локка «Два трактата о государственном правлении», в которых авторы касаются вопросов как о человеке и его природе, так и политических проблем. Также были использованы научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, к которым относятся «Размышления о революции во Франции» Берка, «Демократия и тирания в новое и новейшее время» Медушевского.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрыты цели, задачи и актуальность темы, сделан краткий обзор использованной литературы. В первой главе рассматривается теория общественного договора, которой придерживался Т.Гоббс, основываясь на естественном состоянии человека, которая заключается в царственной личности свободы. Во второй главе автор работы рассмотрела теорию общественного договора по Дж. Локку, которая основана на естественном состоянии человека, а именно неограниченной свободе.

Третья глава посвящена сравнительному анализу концепций Т. Гоббса и Дж. Локка, а также предпринята попытка сделать акцент на возможности централизованной власти, роли государства как гаранта стабильности, с одной стороны, и изменений, с другой.

В заключении делаются выводы о достигнутых результатах.