Принципы управления: понятие, сущность

Управление – это целенаправленное воздействие на систему (учреждение, предприятие, институт и т.п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.).

Основная цель управления – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают

В основе управления лежит система законов, закономерностей и принципов.

Под принципами управления понимаются законы, основные положения, нормы поведения, которыми должны руководствоваться управленческий персонал в практической деятельности. Автором первых принципов управления был А. Файоль, в своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» А. Файоль излагает принципы, которые и составляют основу классической школы управления, их четырнадцать:

Разделение труда - принцип, смысл которого заключается в том, чтобы производить больше и лучше при тех же усилиях. Специализация работ для эффективного использования труда работающего, по его утверждению, является одной из примет естественного порядка вещей;

Власть - право отдавать распоряжения и требовать их выполнения. Файоль различает авторитет официальный (связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу») и личный (обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера);

Дисциплина - выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины. Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших элементов организации;

Единство распорядительства - подчиненный должен получать приказы только от одного начальника. Двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов;

Единство руководства - один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели. Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана;

Подчинение индивидуальных интересов общим - заставляет вспомнить о том, что в бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия. Одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов;

Вознаграждение персонала - работа должна быть вознаграждена. Прожиточный минимум, текущее состояние рынка труда, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия – факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя. Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника;

Централизация - подобно разделению труда, присуща естественному порядку вещей. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией;

Скалярная цепь - властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней. Более привычные термины для определения этого понятия - «иерархия» и «каналы, или «линии коммуникации, субординации». Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»);

Порядок наличие места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте (материальный порядок) и, по аналогии, места для каждого лица и каждого лица на своем месте (социальный порядок);

Справедливость - сочетание правосудия и доброжелательности; справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи;

Стабильность состава персонала - установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу. Новым сотрудникам должен даваться специальный период для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке;

Инициатива - способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий, будучи одним из сильнейших стимулов, определяющих поведение человека, обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой;

Корпоративный дух - созидание и поддержание определенной гармонии в организации («в единении-сила»).

Принципы, сформулированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система менеджмента.

С развитием теории управления персоналом и социального менеджмента в 1990-х гг. были предложены новые принципы управления, которые переносят центр тяжести с административного воздействия на человека на социально-психологические способы и повышают значимость человеческих отношений.

Соблюдение принципов - залог успеха управления. Знание и использование принципов управления позволяет правильно реализовывать законы и закономерности управления и обеспечить эффективную работу организации.