"Саратовский областной образовательный проект": плюсы и минусы
ускорение модернизации российского образования;
обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
содействие становлению институтов гражданского общества.
В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:
оптимизация сети малокомплектных сельских школ;
создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;
адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);
нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;
финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;
повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.
Основные мероприятия нацпроекта "Саратовский областной образовательный проект" направлены на решение следующих задач:
реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
формирование экономических механизмов развития системы образования;
разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;
соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
научно-исследовательская и научно-техническая деятельность организаций системы образования, интеграция науки и образования;
контроль качества образования;
государственная и социальная поддержка работников системы образования, обучающихся и воспитанников;
приоритетность фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
издание учебной, научной и методической литературы;
централизованное обеспечение фондов библиотек системы образования за счет бюджетов всех уровней;
производство учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения;
совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий.
Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:
1) образование (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;
2) образование должно строиться на единых стандартах, принципах системности и фундаментальности.
Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.
Базовые технологические компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.