Разнообразие общих правовых систем мира

Страница 2

По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место других бывших советских республик. К 2000 году приняты новые: Арбитражный процессуальный (1995), Бюджетный(1998г.), Водный (1995г.), (1997г.), Гражданский (первые две части в 1994, 1995г.г.), Лесной (1997г), Налоговый (первая часть в 1998г.), Семейный (1995г.), Торгового мореплавания (1999г.), Уголовно исполнительный (1997г.),и Уголовный (1996г.) Кодексы.

В тоже время продолжает действовать устаревшие Уголовно процессуальный кодекс РСФСР (1960г.), Гражданский кодекс РСФСР (отдельные главы 1964г.), Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР (1964г.), Жилищный кодекс РСФСР (1983г.), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984г.), Земельный кодекс РСФСР (1991г.).

Кодифицированные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е годы приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) Кодексы.

Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в выше указанных республиках (Гражданский, Уголовный, Уголовно процессуальный кодекс), основываются на модельном законодательстве одобренном межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ.

Основным источником права в России являются законы и другие нормативно правовые акты. Как и большинство федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст.71-73).

В исключительном ведении Российской Федерации в частности, находятся:

Регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых органов единого рынка; финансовое; валютное; кредитное; таможенное регулирование; федеральные налоги и сборы; внешняя политика; международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно процессуальное и уголовно исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданские, гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Федеральное коллизионное права.

Во главе иерархии федеральных актов стоит Конституция Российской Федерации, далее следует федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие, нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ, образуют Конституции (уставы) субъектов РФ, указы Президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Низший уровень в иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Индия. Правовая система Индии обладает, исключительным своеобразием, представляя смесь различных правовых культур, что отражает постоянную смену властителей на протяжении многовековой истории страны. Единой индийской правовой системы не существует, индийское право полисистемно. Большинство его отраслей сложилось под воздействием английского права в период британского владычества, эти отрасли образуют в совокупности общенациональное право индийского государства. В связи с этим можно утверждать, что Индия входит в семью общего права (англо-американскую правовую семью). На ряду с национальным правом территориального характера, которое применяется ко всем лицам вне зависимости от расы и вероисповедания, в Индии продолжают действовать лично-религиозные системы индусского и мусульманского права.

Страницы: 1 2 3 4