Исторический аспект возникновения юридической доктрины

Страница 1

Политика, государство, право, наука, законодательство являются, как известно, объектами исследования юридической доктрины. В своих попытках понять происхождения и возникновения юридической доктрины, мы обращаемся к прошлому поколению, где отражены основные направления, исследования проблем свободы, права, законодательства, политики и государства. В этом отношении большое значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения, общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и принципах взаимоотношений личности и власти.

Как политические, так и правовые учения, т.е. юридическая доктрина, появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, ещё не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков – основная идея и тема древних мифов по интересующим нас здесь аспектам их содержания. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями.

Различные мифические версии этой связи по-своему отражают своеобразие того строя и тех социально-политических порядков, мировоззренческое оправдание которых фиксируется в мифе: определенная мифическая версия освещает высшим авторитетом и санкционирует соответствующий (наличный) порядок, являясь одновременно основой его происхождения и легитимации, оправданием его существования и вечного, неизменного сохранения, принципом и нормой его функционирования.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений. В мифах ряда народов говориться о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, в своей «Истории» Геродот сообщает, что, согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени геродотовского посещения Египта (V в.до н.э.) прошло 341 поколение верховных жрецов, «в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми, и один из них всегда был самым могущественным».Сходные представления о богах как первоначальных правителях и законодателях имеются и в древнегреческой мифологии (мифы о правлении Проноса, Зевса, Посейдона, Афины).

Итак, в этот сложной и драматический период, символически ограничиваемый двумя эпохальными событиями – опустошением Рима галлами в 390 г. до н.э. и победоносным завершением второй Пунической войны в 201 г. до н.э. именно война была главной движущей силой «не только и не столько роста внешней мощи Рима, но прежде всего правового формирования, внутриполитического устройства римского общества и государства.» Таким образом, один из участников коллоквиума в1986г. в Риме Франческа Пало Казавола писал, что возрастающее достоинство воина-гражданина в то время находило выражение уже в укреплении правовой науки.

В избрании магистратов выполняли в конституционной системе легитимирующую функцию.

В избрании представителей высшей военной иерархии народом стала проявляться, особенно по сравнению с назначением их на должность консулами, «новая форма». Впрочем, добавляет он «именно в этом совпадении-несовпадении народа с войском и развертывается в эти два века войн диалектика соотношения власти и закона.

В 357 г. до н.э. консул Г.Ф. Манлий внес на голосование солдат, находившихся в лагере у сутрия; закон о пяти процентном налоге с отпущений рабов на волю, обеспечивающей поступление немалых средств в казну. Народные трибуны, не возражая против закона по существу, но обеспокоенные прецедентом, ввели (плебисцитом) смертную казнь для всякого, кто созовет на народное собрание солдат, связанных клятвой, принесенной ими консулу, и, следовательно, не свободных в осуществлении своего политического права на голосование. Так было положено начало культурному процессу, который изменил воспитание правящих групп, побуждая их усваивать, наряду с властным гражданского управления и военного командования, также и убеждающий политического оратора, который должен был уметь с помощью одного лишь слова контролировать, как волеизъявления толпы, так и массовую психологию войск.

Страницы: 1 2 3