Соответствие светского характера государства

Страница 1

Позитивно оценивается положение Конституции России о светском характере государства. Воспроизводятся конституционные нормы о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конкретизируя отношение к действующему Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", документ признает право государства издавать законы, регулирующие различные сферы деятельности религиозных объединений. В то же время "адвентисты убеждены, что земные власти не имеют права принимать законы, касающиеся вопросов вероисповедания, внутреннего (канонического) устройства религиозных организаций или дающие преимущество какой-либо конфессии. В связи с этим высказывается озабоченность практикой подписания отдельными министерствами и ведомствами соглашений о сотрудничестве с какой-либо конфессией. Такие соглашения исключают аналогичное взаимодействие с другими конфессиями, тем самым нарушая конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом".

Авторы Основ выражают твердое убеждение, что свобода совести относится к фундаментальным правам человека и это право должно быть гарантировано всем людям. Уважая право человека на свободный мировоззренческий выбор, адвентистская церковь, однако, "не может признать ценность нерелигиозных, атеистических и других идей самих по себе". Наряду с этим право человека на свободный религиозный (конфессиональный) выбор, с точки зрения адвентистов, не означает признания плюрализма религиозной истины, что совпадает с позицией Русской православной церкви.

Согласно Основам вероучения Совета церквей евангельских христиан-баптистов (глава "Церковь и государство")"отделение церкви от государства и свобода совести отвечают принципам Евангелия". В другом основополагающем документе - "Семь принципов веры баптистов", которые являются общими и обязательными для всех баптистов, в какой бы стране они ни проживали, шестой принцип так и звучит: "Свобода совести для всех". Здесь же записано, что "всякое преследование инакомыслящих противоречит Писанию и никогда не может быть желательным примером приевангелизации мира".

Развивая эту мысль, руководитель Российского союза евангельских христиан-баптистов Ю.К. Сипко заявил: "Будучи убежденными в истинности своей веры, мы в то же время отстаиваем религиозную свободу для всех верующих и не позволяем кинуть камень ни в мусульман, ни в иудеев, ни в кришнаитов, ни в последователей какой-либо другой религии".

В Основах социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской, в частности, говорится: "Христианская вера поддерживает право человека на свободу совести и вероисповедания и его право выбора, то есть он свободен сам выбирать религию. Мы считаем, что для достижения мира в обществе необходимо стремиться к воспитанию в людях терпимости по отношению к представителям различных религий".

Похожая позиция прослеживается и в Основах социальной концепции иудаизма в России, разработанных Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР). В них, в частности, говорится: "Взаимная "свободная лояльность" конфессий и государства при условии их невмешательства во внутренние дела друг друга и разграничения сфер компетенции должна означать со стороны государства соблюдение следующих прав человека:

свобода вероисповедания;

равенство религий перед законом и институтами государства.".

В то же время в Основах социальной концепции иудаизма в России дословно, без ссылок на первоисточник повторяются целые абзацы из Основ социальной концепции Русской православной церкви. Так, в главе 10 присутствует следующий текст из шестого параграфа третьего раздела Основ социальной концепции РПЦ: "Необходимо указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной и общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа." Получается, что КЕРООР солидарен с позицией РПЦ, что бороться необходимо также и с убеждениями. Однако в задачу демократичного правового государства не входит борьба с мировоззренческими убеждениями граждан. Государство борется, в том числе с использованием методов юридического принуждения, только с общественно опасными деяниями. Тем более под абстрактное понятие "ущерб самобытности" при желании можно подвести любую иную, не православную и не иудейскую деятельность.

Страницы: 1 2