Реализация структуры современных религиозных доктрин

Страница 1

26 июня 2008 г. Архиерейский собор Русской православной церкви в развитие основ ее социальной концепции принял принципиально важный документ по базовым вопросам прав человека "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах". В разделе "Свобода совести", в частности, говорится: "Дар свободы выбора опознается человеком прежде всего в возможности выбирать мировоззренческие ориентиры своей жизни. Принцип свободы совести находится в гармонии с волей Божией, если защищает человека от произвола по отношению к его внутреннему миру, от навязывания ему силой тех или иных убеждений". Далее утверждается, что "некоторые идеологические интерпретации религиозной свободы настаивают на признании относительными или "равно истинными" всех вероисповеданий. Это неприемлемо для Церкви, которая, уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуждения". Здесь же делается важный вывод, что "при этом должно сохраняться равенство граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии".

Как видим, по сравнению с Основами социальной концепции данный документ в части свободы совести и вероисповедания смягчил некоторые формулировки. Однако в целом в названных документах прослеживается скорее отрицательное, чем положительное отношение к свободе совести и вероисповедания. По этому поводу М.С. Стецкевич высказывает более категоричное суждение о том, что православная церковь "постепенно приближается к той грани, за которой лежит уже принципиальное отрицание свободы совести".

Данные выводы подтверждаются и социологами религии.Д.Е. Фурман и К. Каариайнен, исследуя ценностные ориентации различных групп российской элиты, обнаружили, что "элита РПЦ" - "самая недемократичная из всех групп элит". Она оказывается единственной элитарной группой, предпочитающей равенство свободе. В "элите РПЦ" наибольший (37%) процент уверенных в том, что "демократия - не для России", и наименьший (15%) процент тех, кто полагает возможным утверждение в России демократии после переходного периода, тогда как в "политической элите" с этим тезисом согласно 57% опрошенных, в "элите СМИ" - 64%, а в религиозной элите (неправославной) - 69%.

На наш взгляд, здесь сказываются традиции прошлых веков, когда православная церковь на протяжении длительного времени сама являлась частью государственного механизма и выстраивала государственно-конфессиональные отношения в соответствии со своими церковными интересами, подавляя любое инакомыслие. Видимо, потребуется пройти еще немалый путь, чтобы позиция РПЦ по данному вопросу трансформировалась в соответствии с реалиями современного международного и российского права.

Полная поддержка конституционного права на свободу совести и вероисповедания выражена в Основных положениях социальной программы российских мусульман, разработанных в 2001 г. Советом муфтиев России. "Ныне существующее законодательство является для мусульман наиболее благоприятным за всю историю России, поскольку впервые обеспечивает свободу вероисповедания и юридическое равенство со всеми остальными гражданами". В обоснование такого положения содержатся ссылки на те положения Корана, где говорится: кто хочет, тот верует, а кто не хочет, тот не верует, и нет принуждения в религии. А выводом является фраза, которая говорит, что право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством добровольного вверения себя Единственному Богу и исполнения Его воли, т.е. исповедания ислама. Это право не может быть ни причиной греха, ни его следствием. Далее со ссылкой на Каирскую декларацию прав человека в Исламе, принятую мусульманскими государствами - членами организации "Исламская конференция" 5 августа 1990 г., особо подчеркивается: "Ислам - религия свободы выбора. Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в другую веру или навязывания атеистических убеждений".

В разделе "Мусульмане в Российском государстве" выделяются четыре этапа эволюции отношения суверенного Российского государства к исламу и мусульманскому населению:

Страницы: 1 2 3