Основы взаимодействия светского и религиозного начал

Страница 2

Важно отметить, что для большинства религиозных объединений нашей страны характерно положительное отношение к конституционному праву на свободу совести и вероисповедания и порядку его реализации. Но в некоторых вопросах наблюдается определенное различие в подходах к данному вопросу, занимаемых религиозными объединениями.

Так, если до середины 90-х годов XX в. Русская православная церковь рассматривала право на свободу совести и вероисповедания в качестве важной правовой ценности, то в последующем отошла на иные, более критические позиции.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви, принятых Юбилейным Архиерейским Собором 15 августа 2000 г., в специальном параграфе главы "Церковь и государство" хотя и признается превращение после Первой мировой войны свободы совести в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений, но в то же время появление принципа свободы совести трактуется как свидетельство превращения религии в современном мире из "общего дела" в "частное дело" человека. Далее говорится: "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом". Пользу данного принципа авторы Основ видят только в том, что он "оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества". Остается догадываться, какое отношение православной церкви будет к свободе совести после достижения ею цели и ценностей религиозного мира.

Анализ документа показывает, что РПЦ не полностью разделяет и конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом. По этому поводу в Основах социальной концепции говорится, что церковь "вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию".

Приведенные суждения о содержании принципа свободы совести являются смягченной версией высказываний на эту тему видного иерарха РПЦ митрополита Кирилла, который возглавлял Синодальную рабочую группу по выработке Основ социальной концепции Русской православной церкви. За год до принятия Основ на страницах "Независимой газеты" он формулирует тезис о драматическом противостоянии либерализма и традиционализма: "Будучи многоликим, либерализм сумел навязать свои мировоззренческие стандарты и жизненные критерии многим государствам. Мифологема либерального сознания о человеке как абсолютной ценности была начертана и на знамени антирелигиозной борьбы в СССР, ибо в атеистическом государстве ни о каком другом имени, которому стоило бы посвящать свои помыслы и труды, речи идти не могло".

Страницы: 1 2