Особенности государственного устройства Греческой республики на основе анализа действующей Конституции

Страница 2

Парламент собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию. Сессия Парламентского заседания имеет продолжительность минимум пять месяцев [6, ст. 64, разд. 3]. Парламент регламентирует организацию своей деятельности собственным Уставом, который принимается на пленарном заседании и публикуется по распоряжению председателя Парламента в Правительственной газете. Из числа депутатов избирается председатель Парламента и остальные члены президиума [6, ст. 65, разд. 3].

Парламент может принимать решения только абсолютным большинством. В том случае, если голоса разделились поровну, проводится повторное голосование. Если происходит аналогичное деление, выдвинутое предложение отвергается [6, ст. 67, разд. 3]. На пленарном заседании Парламента принимаются или отвергаются законопроекты, обсуждается и принимается Устав Парламента; также принимается государственный бюджет и отчёт о его исполнении [6, ст. 72, разд. 3].

У Парламента есть право законодательной инициативы [6, ст. 73]. Каждый законопроект, который выносится на публичное обсуждение в Парламент, в обязательном порядке должен быть подкреплён каким-либо докладом с подробным описанием и разъяснением выдвигаемого проекта. Впоследствии, законопроект может быть отправлен на доработку для его усовершенствования [6, ст. 74, разд. 3]. У парламента также есть функция аутентичного толкования законов. Закон, который не требует толкования, вступает в силу сразу же после его публикации [6, ст. 77, разд. 3].

После всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что полномочия Парламента значительно шире власти Президента Греческой Республики.

Правительством в Греции является Совет министров, во главе которого стоит Премьер-министр. Премьер-министр – это олицетворение единства всего Правительства. Он направляет и координирует деятельность министров, исполняющих обязанности в различных сферах; даёт поручения тем министрам, которые исчерпали запас обязанностей [6, ст. 81, разд. 3].

Если говорить об отношениях Парламента и Правительства, здесь также следует отметить доминирующую роль Парламента. Здесь имеет место быть такое понятие как "вотум недоверия". Парламент может лишить доверия Премьер-министра или любого из членов Правительства, тем самым ограничив Правительство в полномочиях, и министерства не смогут нормально функционировать [6, ст. 84, разд. 3]. Парламент также имеет право привлечь Премьер-министра и других членов правительства к административной и уголовной ответственности, подвергнуть членов Правительства преследованию, и только он имеет право его приостановить [6, ст. 86, разд. 3].

Правосудие в Греции осуществляется судами. Судьи в своих решениях независимы. При исполнении своих обязанностей судьи подчиняются только Конституции и закону [6, ст. 87, разд. 5]. В Греческой республике наблюдается демократизация судебной системы. Об этом свидетельствует наличие такого органа как Высший дисциплинарный совет, который состоит из председателя совета, его заместителей, членов Ареопага, членов Контрольного совета и двух штатных профессоров-юристов юридических факультетов университетов страны. Высший дисциплинарный совет регламентирует деятельность судебных чиновников, следит за исполнением их обязанностей и соблюдением дисциплины [6, ст. 92, разд. 5]. Судебные решения должны быть тщательно обоснованы и публично озвучены, на основе законов, не противоречащих Конституции [6, ст. 93, разд. 5].

Одним из важнейших органов является Контрольный совет, основная функция которого – контроль за расходами государства, а также поставленных под его контроль законами органов местного самоуправления или иных юридических лиц публичного права [6, ст. 98, разд. 5].

Местное управление осуществляется также на принципах демократии и в соответствии с децентрализацией власти: на местах есть свои органы местного управления [6, ст. 100, разд. 6].

Нельзя не отметить того, что даже в Конституции Греции закреплено положение о том, что доминирующей в государстве религией признаётся Христианство. Греция является светским государством, где государство отделено от религии[6, ст. 3, разд. 2]. Но основной религией греков является православие. Также можно говорить о том, что в Греции человеческое достоинство и общественное благо является высшей ценностью [6, ст. 4, разд. 2]. Огромное количество статей посвящено личным и социальным правам человека. Остаётся лишь надеяться на то, что эти права не только записаны, но и существуют в реальной действительности.

Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что Греция действительно явилась первым источником демократической формы правления. Зарождение в Древней Греции таких органов как Ареопаг (Совет старейшин), Гелиэя (суд присяжных), Эклессия (Народное собрание) способствовало развитию прямой демократии, эталонной для современного мира. Многие учёные и исследователи идеализируют древнегреческую демократию, хотя, разумеется, в ней тоже присутствовали недостатки. Хоть в Афинах и была демократия, но тем не менее и рабство никуда не уходило – оно находилось на этапе расцвета, а у власти могли находится афинские граждане, вовсе не просвещённые в проблемы политики, главным условием было материальное положение и статус в обществе. Ведь непосредственная демократия, эталонная на сегодняшний день, представляла собой голосование тысяч людей на площади, где люди в принципе друг друга и услышать не могли. Но, тем не менее, именно демократия античной Греции внесла бесценный вклад в становление современной Греческой республики, государственный строй которой и на сегодняшний день остаётся примером для подражания.

Страницы: 1 2 3