Срок полномочий судьи и вопросы несменяемости судей

Страница 1

С принятием Конституции РФ установлено, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Данная конституционная норма была детализирована в ст. 14 принятого в 1996 г. Закона "О судебной системе" полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Однако законодательство претерпело ряд изменений в соответствии с которыми были приняты поправки, предусматривающие, что назначение судей всех федеральных судов, кроме судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, впервые производится сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. При этом для судей (за исключением судей КС РФ) установлен предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Вопрос о прекращении полномочий судьи в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи неоднократно исследовался КС РФ. При этом в отношении судей военных судов и Военной коллегии ВС РФ действует норма, согласно которой, судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Что касается предельного возраста пребывания в должности судьи КС РФ то он составляет 70 лет.

Говоря о сроке полномочий судьи федерального суда (за исключением судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ) нельзя не упомянуть о том, что в первый раз назначение на должность происходит сроком на 3 года, по истечении которого судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований:

· письменное заявление судьи об отставке;

· неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине;

· письменное заявление о переходе на другую работу;

· истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком;

· увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

· прекращение гражданства РФ;

· занятие деятельностью, не совместимой с должностью;

· вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

· вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

· смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

· отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

· достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Существует так же правило, определяющее порядок прекращения осуществления полномочий судей в том случае, если в суде несколько судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи: в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи. С учетом данного правила этим же Законом уточнено, что судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять свои полномочия не до вступления в должность нового судьи, а до первого назначения судьи в данный суд.

Одной из важнейших гарантий независимости судей является конституционно закрепленная их несменяемость. Провозглашение конституционный принцип несменяемости судей, является одной из важнейших гарантий независимости судей, а также независимости, устойчивости и стабильности судебной власти в целом, и в качестве основополагающего принципа включена не только в Конституцию РФ но и во многие другие конституции европейских стран, начиная с XVIII в.

Несменяемость российского судьи прежде всего означает то, что он: не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия; не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Рассматривая данный вопрос нельзя не упомянуть военные суды, в которых согласно ч. 2 ст. 26 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" судьи могут быть переведены в военный суд, находящийся за пределами территории РФ или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение, и без согласия переводимого судьи. Данное исключение для российских военных судей не соответствует п. 3.4 Европейской хартии о статусе судей, в соответствии с которым работающий в суде судья в принципе не может быть назначен на должность или направлен на другую работу, даже в случае должностного повышения, без свободно выраженного на то своего согласия. Исключения из этого принципа допускаются только в случае, когда перемещение предусмотрено в качестве вынесенной в соответствии с законом дисциплинарной меры, в случае законного изменения организации судебной системы и в случае направления на другую работу временного характера в целях усиления соседнего суда, причем максимальный срок такого перевода строго ограничивается по статусу. Этих исключений, очевидно, не наблюдается в ситуации с российскими военными судьями. Однако в то же время закрепление непосредственно в указанном Федеральном конституционном законе положения о возможности перевода военного судьи в другой суд в исключительных, четко обозначенных случаях можно рассматривать и как общее правило о принципиальном согласии на будущий такой перевод в названных случаях, данном военным судьей при обращении им с заявлением о назначении на должность военного судьи.

Страницы: 1 2