Порядок наделения кандидатов полномочиями судьи

Страница 1

Как следует из текста Закона о статусе судьи (п. 5 ст. 11), судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

На практике различают три момента, связанные с началом периода осуществления судейских полномочий: а) дата подписания Президентом России указа о назначении гражданина судьей; б) дата, с которой судья зачисляется в штат суда, которая определяется в приказе о приеме на работу судьей на основании указа Президента России о назначении судьей; в) дата принесения судьей присяги.

М.И. Клеандров считает наиболее правильным определять момент, в который гражданин "превращается" в судью со всеми вытекающими отсюда последствиями, по образцу, принятому для судей Конституционного Суда РФ: судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, и предлагает принять по этому вопросу законодательное предписание в отношении всего судейского корпуса.

Представляется, что следует различать понятия "момент наделения судейскими полномочиями" и "момент вступления в должность судьи". Из названия ст. 6 Закона о статусе судьи следует, что момент наделения судейскими полномочиями определяется датой принятия указа Президента РФ о назначении на должность судьи. Момент вступления в должность судьи не может быть ранее принятия присяги судьи. Именно акт принятия присяги позволяет гражданину, назначенному судьей, начать реально исполнять судейские полномочия.

Вместе с тем процедура прохождения претендента на должность судьи по всем этапам отбора настолько растянута по времени, что в ряде случаев гражданин, наделяемый указом Президента судейскими полномочиями, к этому моменту уже потерял желание быть ими наделенным. Никаких обязанностей приступить к исполнению судейских полномочий такой гражданин не несет, и вся проведенная работа по отбору его в судьи теряет смысл.

Законодательство не предусматривает ни норм, обязывающих лицо, назначенное Президентом судьей, обязательно приступить к исполнению возлагаемых на него указом Президента судейских полномочий, ни санкций за неисполнение такого указа.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Присяга приносится судьей перед Государственным флагом Российской Федерации, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ.

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов.

Среди специалистов, изучающих кадровые проблемы судейского корпуса, давно раздаются все настойчивее требования перенести центр внимания кадровых служб при формировании судейского корпуса на этап подбора кандидатов в судьи, проверку их на должностях, скажем, помощников судей либо на иных должностях в аппаратах судов.

Вместе с тем, как показывает анализ законодательства о судебной власти, для обеспечения независимости от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний ограничений права на занятие должности судьи, предусмотренных действующим законодательством, явно не достаточно. Рассмотрим более подробно отдельные проблемы.

1. Конституцией РФ (ст. 128) установлено, что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Указом Президента РФ гражданин назначается на должность судьи в конкретный суд. Однако указ Президента РФ о назначении судьи с точки зрения трудового права является лишь одним из юридических фактов, образующих правовое основание для установления конкретных трудовых отношений в качестве судьи между гражданином и государством. Интересен вопрос: кто выступает в этих отношениях работодателем, кто является второй стороной в этих отношениях? В науке трудового права данный вопрос не исследовался. Принимая во внимание публичный характер профессиональной деятельности лица, замещающего федеральную государственную должность судьи, процедуры отбора кандидата на должность судьи, предшествующие изданию указа Президента РФ (или постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ в соответствующих случаях), представляется, что в качестве работодателя в этих отношениях выступает государство.

Страницы: 1 2 3 4