Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Страница 7

М.И. Клеандров провел сравнительный анализ медицинских требований к состоянию здоровья претендента на должность судьи с требованиями к претендентам на другие должности государственной службы. Это дало ему основания констатировать: "В ряде ведомств к цензу состояния здоровья своих работников подходят существенно строже, чем в судейском сообществе".

Так, в частности, Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, включает 93 болезни (почти втрое больше, чем судейский перечень заболеваний). В таможенных органах действует Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации, содержащая несколько дифференцированных перечней, блокирующих зачисление на работу в эти органы.

Судья - публичная фигура, и требования к здоровью претендента на эту должность направлены в том числе и на охрану публичных интересов. Нельзя не согласиться с Клеандровым в том, что Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный Постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. №78, должен по меньшей мере, соответствовать Перечню социально значимых заболеваний и Перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Правительством РФ от 1 декабря 2004 г. №715 в соответствии со ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

По этому поводу высказался в своем Постановлении и VII Всероссийский съезд судей в декабре 2008 г.: "Не менее важным представляется психическое здоровье кандидата на должность судьи, в связи с чем в числе требований к кандидатам на должности судей следовало бы указать на необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной, токсической зависимости, а также хронических и затяжных психических расстройств". Как видно из последних изменений Закона о статусе судей, законодатель частично отреагировал на эти предложения науки и судейского сообщества.

Интересно отметить, что на VII Всероссийском съезде судей было выдвинуто еще несколько предложений, которые довольно оперативно нашли свое отражение в законопроектной работе Государственной Думы.

Так, в частности, 18 марта 2009 г. принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении законопроект, которым предлагается внести в ст. 20.1 Закона о статусе судей изменения, предусматривающие обязанность судей федеральных судов, впервые назначенных на должность, проходить специализированную профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде.

Пятое и шестое требования к претендентам, установленные законодательством, касаются ограничений по возрасту и по стажу работы по юридической специальности для кандидатов на должности судей применительно к разным уровням судов.

Так:

1) судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9