Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Страница 2

К условиям наступления такой ответственности относятся:

1) наличие самого ущерба, причиненного одной из сторон правоотношений;

2) противоправность поведения (действия или бездействия) субъекта правоотношений;

3) причинная связь между деянием и вредным результатом;

4) вина стороны, причинившей ущерб.

Ущерб может выражаться в утрате или уменьшении стоимости государственного имущества, необходимости произвести дополнительные расходы, в неполученных доходах и наступлении иных неблагоприятных последствий.

Помимо материального вреда по нормам трудового законодательства может возмещаться и моральный вред, в частности если он причинен работнику неправомерными действиями работодателя.

Законодательство о государственной службе пока не решает этого вопроса, ограничиваясь бланкетной формой изложения, например, в Законе о государственной гражданской службе РФ.

При всей важности решения общих вопросов материальной ответственности необходимо учитывать ее особенности в сферах гражданской, военной и правоохранительной служб. Практика законотворчества учитывает такие особенности в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих материальную ответственность государственных служащих соответствующих государственных органов либо принадлежащих к одному из видов государственной службы. Так, материальная ответственность военнослужащих урегулирована в настоящее время специальным Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». В соответствии с данным Законом, материальная ответственность военнослужащих подразделяется на ограниченную (как правило, при неосторожной форме вины) и полную (в случае умышленного причинения вреда и по другим основаниям, предусмотренным Законом). Другая особенность данной ответственности связана со специальным субъектом – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ. Она распространяет свое действие также на иных лиц, подпадающих под действие законодательства о военной службе (например, сотрудников спецслужб, военизированных формирований, др.).

Недостаток Закона, кроме того, видится нам и в том, что он устанавливает ответственность лишь одной из сторон служебных отношений – военнослужащего, но ведь и ему незаконными действиями может быть причинен имущественный ущерб. В реальной жизни складываются ситуации необоснованного риска или угрозы жизни, повлекшие ничем не оправданное причинение существенного вреда здоровью вследствие неправомерного приказа, безответственности военачальников или элементарной ошибки, следствием которой и является возникший вред. История, в том числе современных боевых действий, знает немало случаев, когда под огнем собственных средств оказываются свои же бойцы. Закон в таких ситуациях умалчивает о материальных последствиях для пострадавшей стороны. Очевидно, что в процессе усовершенствования законодательства в сфере военной службы, равно как и другой, иной такая диспропорция должна быть устранена.

На сегодняшний день материальная ответственность сотрудников правоохранительной службы регламентируется разрозненными нормативными правовыми актами, принимавшимися в различное время. С позиций современности эти документы оцениваются как крайне несовершенные, фрагментарно излагающие лишь некоторые вопросы ответственности работников этих ведомств и не содержащие единого порядка материальной ответственности. Чаще всего в них изложены положения об ответственности служащего перед государственным органом и возмещении ущерба сотруднику в случае его незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижении в должности или специальном звании, либо незаконном увольнении такого сотрудника должностными лицами, наделенными соответствующими правами

Страницы: 1 2