Изменения в исламской политико-правовой мысли

Страница 2

Схожих взглядов придерживался и сириец Абд-ар-Рахман аль-Кавакиби. Главой единого исламского государства должен был стать араб-курейшит, избиравшийся всей уммой на срок в 3 года. Особую роль аль-Кавакиби уделял теории разделения властей. Как и аль-Афгани, он пришел к выводу, что унитаризм в халифате будет невозможен, поэтому халиф должен был согласовывать свою политику с местными эмирами и правителями. В вопросе формы правления, ученый не выразил предпочтения какой-либо из существующих моделей, считая каждую из них приемлемой при наличии контроля населением деятельности правительства.

Особую роль в развитии исламской политико-правовой мысли историки уделяют взглядам Мухаммада Абдо, который являлся учеником Джамаль-ад-Дина аль-Афгани и главным муфтием Египта с 1899 по 1905 года. Мухаммад Абдо резко выступал против таклида, был сторонником скорейшего возвращения практики иджтихада в право. В своих работах муфтий выразил несколько принципов, согласно которым и должно строиться современное исламское право: первый принцип - рационального мышления (ан-назар аль-акли), как показатель правильной веры, второй принцип - когда священные тексты противоречат разуму, приоритет должен отдаваться рациональному решению. На базе этих двух основополагающих принципов факих выводил и остальные суждения касательно шариата. Переосмыслению Мухаммада Абдо подверглись основные категории фикха, такие как интерес и так далее. Мухаммад Абдо отстаивал точку зрения, что шариат может порождать и включать в себя новые нормы, даже если нет точного указания и решения. В качестве муфтия, Абдо издал ряд фетв, которые вызвали широкий резонанс в исламском мире. Например, он обосновывал запрет на полигамию в современном мире тем, что муж не сможет в нынешних условиях справедливо и одинаково относиться к каждой. На основе принципа фикха о том, что острая необходимость делает запрещенное разрешенным, реформатор в одной из своих фетв вынес решение о разрешенности процентной ставки (запрещенной согласно единогласному мнению мусульманской общины и авторитетных ученых - иджме).

Видный пакистанский идеолог А.К. Брохи и его единомышленники предложили идею пересмотра некоренной части шариата, то есть те нормы, относительно которых нет четкой позиции в Коране и Сунне. Критике подверглись и улемы, превращающие "мировую религию" в "нечто местное и особенное".

Можно приводить множество примеров решений, которые предлагали мусульманские модернисты в сфере исламского шариата. Исторические события показали резкое изменение в исламской правовой мысли, появление новых мнений и течений. Систематизировать их взгляды можно на основе общих идей, коими являются: требование пересмотра существующих норм исламского права, призыв к "раскрытию врат иджтихада", принятие во внимание рациональных посылов и доводов при принятии спорного решения или отсутствия норм в традиционном фикхе. Новаторы также отводили большую роль государству в лице законодательных представительных органов, к которым должна была перейти роль толкователей исламского права (например, распространенная теория о том, что иджтихадом должен заниматься парламент).

Новаторские, модернистские идеи сыграли большую роль в становлении правовых систем многих стран, таких как Египет, Пакистан, Малазия и другие.

События Арабской весны также повлияют на состояние современной исламской политико-правовой мысли: не угасают дискуссии по поводу митингов, демонстраций, возможности выхода против правительства, роли представительства в законодательстве и т.д.

За рамками исследования осталась современная традиционалисткая исламская правовая мысль, для которой также характерно неприятие таклида (по религиозным и идеологическим причинам), стремление пересмотреть существующие нормы, только уже на основе древнего и традиционного понимания, то есть возврата ислама и шариата к "пониманию праведных предшественников" (ас-саляф-ас-салих).

Страницы: 1 2