Реформы Танзимата и их влияние на развитие исламского права

Страница 1

Изменения в праве - длительный процесс, поэтому нет возможности в изучении современных веяний и перспектив без анализа предыдущего опыта, тем более, если это касается исламского права.

С середины XIX века произошли серьезные изменения в положении традиционного исламского права. Эти изменения касались двух моментов: усиление роли государственного законодательства при опоре на западноевропейский опыт и изменения в исламской политико-правовой мысли.

Восприятие европейских правовых стандартов и фактическая рецепция европейского права выразилась в крупнейшем мусульманском государстве - в Османской империи - в виде так называемых реформ Танзимата. В сферу отношений, ранее традиционно регулировавшимся нормами шариата, стали вторгаться нормы европейского происхождения.

Первоначально, европейские правовые стандарты вошли в сферы, в которых они не вызывали острого конфликта с традиционными исламскими нормами, такие как морское и торговое право. В ряде случаев взаимодействие таких норм показывало достаточно позитивный результат. В других случаях исламское право неизбежно вступало в непримиримое и острое столкновение.

Со временем исламское право уступает роль стержня и основы правовой системы Османской империи европейскому праву.

Выделяют несколько причин для проведения Танзимата и падения роли исламского права: невозможность обновления фикха вследствие таклида (дело здесь не в самих исходных началах шариата, восходящих к Корану и сунне Пророка, а в ограниченности их осмысления фикхом того времени", как отмечает Л.Р. Сюкияйнен), внешнее давление со стороны европейских стран, заинтересованных в изменении правовой системы Османской империи, прежде всего в коммерческом праве, также в улучшении прав национальных меньшинств с целью поднятия престижа и усиления своего влияния.

Отправной точкой для реформ стало издание декрета султана Абдуль-Меджида от 3 ноября 1839 года, получившего название "Гюльханейский хатт-и-шериф" или "Гюльханейский священный указ". Английский историк Лорд Кинросс сравнил хатт-и-шериф с "Великой хартией Вольности" в исламском мире, отмечая его роль и значение, как гарантию важнейших юридических, социальных и политических прав, так и как основу для последующих реформ. Документ гарантировал подданным свободу и неприкосновенность жизни, чести, достоинства и собственности, честное судебное разбирательство на основании закона, недопустимость применения наказания до приговора суда, также обещания справедливого налогообложения, упорядоченной системы набора в армию и так далее. Также создавались советы с квазизаконодательными полномочиями, такие как Высший совет юстиции, организованный в 1840 году.Л. Кинросс не называет хартию "документом конституционной реформы", поскольку не была заложена новая система отношений между султаном и его подданным, а советы не избирались, а назначались султаном. Однако документ закреплял важнейшие права, свободы и их гарантии, султан же не имел абсолютного права отмены законов и должен был им подчиняться, то есть происходило некое ограничение власти монарха, поэтому он может называться документом конституционного характера с либеральной точки зрения.

В 1841 деятельным сторонником реформ Решидом-пашой был создан новый суд при министерстве торговли для рассмотрения дел по коммерческим вопросам. Решид-паша также подготовил проект торгового кодекса, взяв за основу французский образец. Большое влияние при османском дворе имели английские послы, множество территорий, управлявшихся шариатом, были подконтрольны Британской империи, и тем не менее, за основу реформ в большинстве случаев было взято не английское право, а французское. В современном исламском правоведении это объясняется близостью французской и мусульманской правовых культур и стандартов. Марроканский правовед А. Фаси писал: ""Каждый, кто сравнит французский кодекс с юридической системой маликитов, обнаружит единство точек зрения в девяноста из ста случаев" Это свидетельствует о том, что главной целью было не полное вытеснение исламского права, а попытка его модернизации с ориентацией на европейский опыт.

Возвращаясь к реформам Танзимата, следует упомянуть, что торговый кодекс, разработанный Решидом-пашой, так и не был принят из-за сильной оппозиции улемов, усмотревших в нем резкое пренебрежение шариатом. На обсуждении кодекса Высшим советом сам паша был спрошен, имеет ли новый закон отношение к священным законам. Он ответил, что "священный закон не имеет никакого отношения к [упомянутым] вопросам". Решид-паша был отстранен от проведения реформ, и вскоре они были свернуты.

Страницы: 1 2