Формы межгосударственного взаимодействия в вопросах борьбы с преступностью
Основными задачами Интерпола, закрепленными в ее уставе, являются: обеспечение и развитие взаимного сотрудничества органов уголовной полиции в рамках действующих в конкретной стране законов; создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждение уголовной преступности. Поставленные задачи решаются путем организации сотрудничества по конкретным уголовным делам.
НЦБ Интерпола обменивается информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с преступностью, правоохранительными органами иностранных государств – членов Интерпола и генеральным секретариатом Интерпола. Структурные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах РФ.
Кроме того, наряду со специализированными органами ООН и межправительственными организациями по вопросам координации деятельности и сотрудничества в борьбе с преступностью в нашей стране активно действуют: Международная ассоциация уголовного права, Международное криминологическое общество, Международное общество социальной защиты и Международный уголовный и пенитенциарный фонд.
Правовую базу для обеспечения национальных режимов в рамках международного сотрудничества составляют:
Конвенции ООН:
- О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Венская конвенция);
- Против коррупции от 9 декабря 2003 г. (Меридская конвенция)
- О борьбе с финансовым терроризмом от 9 декабря 1999 г. (Нью-Йоркская конвенция);
- Против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская конвенция);
Конвенции совета Европы:
- Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская конвенция);
- Об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.;
- Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Варшавская конвенция);
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.
Важную роль в вопросах международного сотрудничества по борьбе с преступностью также играют соглашения в рамках СНГ (около 80 международно-правовых актов, в том числе 25 договоров и соглашений).
Среди них: Конвенция о правовой помощи правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.), Декларация о принципах установления и поддержания режима внешних границ государств – участников СНГ (1997 г.), Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ (1996 г.), оглашение о защите участников уголовного судопроизводства (2006 г.), Межгосударственная программа совместных мер по борьбе с преступностью на 2011 – 2013 гг., программы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011 – 2013 гг., в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 – 2013 гг., в противодействии незаконной миграции на 2012 – 2014 гг. и др.
На сегодняшний день решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам безопасности реализуют:
- Совет министров внутренних дел (СМВД);
- Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ);
- Совет министров юстиции (СМЮ);
- Координационный совет генеральных прокуроров (КГСП);
- Совет руководителей органов безопасности и спецслужб (СОРБ);
- Совет руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (СРТС);
- Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ);
- Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР);
- Антитеррористический центр (АТЦ);
- Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).