Основы взаимодействия светского и религиозного начал

Страница 1

К сожалению, в юридической литературе постсоветского периода данная проблема в должной мере не исследовалась. По нашему мнению, такой пробел в значительной степени обусловлен сложностью поиска и изучения обширного массива источников и фактического материала. Кроме того, в решении поставленной задачи помимо инструментария юридической науки необходимо использовать также методологию религиоведения, публикации священнослужителей и иерархов крупнейших конфессий, богословов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений.

В советский период позиция религиозных объединений по вопросу свободы совести и вероисповедания всегда была напрямую связана с той государственной политикой, которая проводилась по отношению к религии. Так было в первые годы советской власти. Например, Декрет СНК от 4 января 1919 г. "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" был с воодушевлением принят представителями многих конфессий. Однако с середины 20-х годов, когда этот правовой акт фактически прекратил свое существование, многие религиозные объединения под давлением государства вынуждены были на своих съездах принять решения, ставшие частью их вероучения, об обязательном характере военной службы для всех призываемых членов общин, без всякой ее замены нестроевыми работами.

Так было и в последующие годы, когда религиозные объединения находились под тотальным контролем государства. Десятки тысяч священнослужителей разных конфессий были репрессированы, а вопросы свободы совести и вероисповедания были отодвинуты на задворки общественной жизни. Одновременно с трибун различных международных форумов с участием представителей религиозных организаций СССР звучали слова о подлинной, а не мнимой свободе совести и религии в Советском Союзе. И лишь из уст немногочисленных религиозных диссидентов и правозащитников, главным образом в самиздате и за рубежом, данная тема получала критическую оценку.

В Русской православной церкви - крупнейшей конфессии государства отношение к свободе совести и вероисповеданию принимало преимущественно форму борьбы против вмешательства местных властей во внутреннюю жизнь церкви. В Патриархию поступали многочисленные жалобы с мест, призывающие патриарха "возвысить свой авторитетный голос, прося наше правительство пресечь все насилия, учиняемые повсеместно. уполномоченными (Совета по делам Русской православной церкви) и другими новоявленными инквизиторами над церковными общинами, у которых одно за другим отбираются и закрываются церковные здания".

Одним из проявлений противостояния части православных верующих атеистическому государству явилась Катакомбная церковь. Будучи движением внутри православия, "катакомбники" отвергали условия, в которые богоборческие власти ставили церковь и верующих. Идеологи катакомбного движения утверждали, что церковь может выжить и без всякого организма, консолидируясь общностью верующих.

Лишенные возможности излагать свои взгляды на государство и законодательство в сфере религии, религиозные объединения лишь в конце 80-х годов получили реальную возможность предложить обществу свое видение свободы совести и вероисповедания. Начавшая выходить в 1988 г. газета "Протестант" одна из первых призвала к радикальному пересмотру конституционных статей, относящихся к свободе совести и вероисповедания. Отмечалась узость трактовки свободы совести, содержавшейся в ст.52 действовавшей тогда Конституции СССР 1977 г., поскольку она предоставляла верующим только право отправления религиозных обрядов, но ничего не говорила о религиозной проповеди, хотя она "относится к Слову Божьему - Библии и составляет одно из главных значений Церкви на земле".

За последние годы все крупные религиозные объединения разработали и приняли социальные концепции, в которых была сформулирована и систематизирована их позиция по широкому кругу проблем, имеющих отношение к жизни общества и государства. Существенное место в этих документах отводится праву на свободу совести и вероисповедания (чаще всего свобода совести и свобода вероисповедания рассматриваются религиозными организациями как синонимы). Конечно, и ранее существовали работы отдельных священнослужителей, богословов, религиозных философов и других ученых по данной теме, но они отражали частные мнения, а не официальные позиции религиозных организаций.

Страницы: 1 2