Понятие государства

Страница 2

Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, как определяют государство отечественные учёные-юристы.

К примеру, А.Б. Венгеров понимал под государством «политико-властную, структурную, территориальную организацию общества, имеющую социальное назначение, прежде всего выражающую и защищающую общесоциальные цели и интересы, функционирующую и развивающуюся на правовой основе, использующую в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка». Л.С. Мамут, отмечал, что все имеющиеся представления о государстве можно свести в четыре группы. Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков выражающих публично-властную натуру государства. Вторую – мнения относительно его генезиса. Третью – взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства. Четвёртую – соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Всё это многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой сложное, многогранное и изменяющееся явление.

Помимо многообразных определений понятия государства, в современной юридической литературе можно выделить и основные подходы к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, кибернетический и социологический.

Хронологически первым, с исторической точки зрения, является теологический подход.

Данный подход принято считать самым ранним так как «теологические взгляды на государство зародились ещё в древнем Египте, Китае, Вавилоне, но как определённые направления, хотя и с разными истолкованиями текстов, они сложились в иудаизме, христианстве и исламе». Согласно данному подходу государство является продуктом творения Бога, им же определяется его деятельность, а преступление против государства, является также преступлением и против Бога. Помимо всего прочего теологический подход обладает для людей некоторыми положительными для людей сторонами. В христианстве – это призыв к правителю следовать некоторым общечеловеческим ценностям, а в исламе – консультации правителя с авторитетным представителями народа для поиска тех или иных компромиссов.

Арифметический (классический) подход тоже имеет корни из далёкого прошлого. Согласно данному подходу государство рассматривалось как «объединение для того, чтобы построить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определённой территории, используя власть народного собрания». Некоторые учёные считают главным в этом подходе политическую власть олигархии, другие особо выделяют роль населения. Но данный подход характеризуется определённостью, чёткостью, он отражает в некоторой мере объективную действительность того времени.

Кроме теологического и арифметического подходов целесообразно ещё выделить юридический подход к понятию государства. Суть данного подхода заключается в «выступлении государства субъектом права в международных отношениях и в отношениях внутри страны». За какой-либо вред, причинённый личности государство несёт ответственность. Но положения о государстве, как юридическом лице не способны в полной мере раскрыть всех его качеств как особого политико-правового учреждения.

Имеет распространение также и кибернетический подход к понятию государства. Он состоит в том, что «государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями». Такой подход, несомненно, отражает все реалии связанные с государством, так как осуществление публичной власти можно понимать как движение информации.

Наиболее широкое распространение в современной науке получил социологический подход к пониманию государства. Данный подход представлен самыми различными школами, которые принято делить на марксистские и немарксистские.

Страницы: 1 2 3