Особенности фотографирования общего вида объектов

Страница 2

Выбор фона. Фон на фотоснимках общего вида служит важным композиционным элементом. От его тональности зависит четкость передачи формы предмета и линий его контура. Фон должен быть однородным (без отвлекающих деталей) и нейтральным по отношению к объекту. В этом качестве используют листы чистой ровной бумаги, белой или черной.

Однородность фона достигается его равномерным освещением, применением бестеневой съемки. Нейтральным считается фон, тональность которого отличается от периферийных участков предмета, что обеспечивает различимость его контуров. Темные объекты фотографируют на светлом фоне, а светлые — на темном. Для объектов с широким интервалом яркостей фон должен быть темнее самого светлого участка и светлее самого темного.

Фотоматериалы. Для запечатления общего вида исследуемых объектов подбирают мягкие или нормальные фотоматериалы, позволяющие воспроизводить широкие интервалы яркостей. Ахроматические объекты снимают на фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-11, ФТ-20; хроматические — на ФТ-12, ФТ-22, ФН-64. При работе с малоформатными камерами применяют 35-мм фотопленки ФН-32, ФН-64, ФН-125 или кинопленки НК-1, НК-2, НК-3. Для передачи тонкой структуры объектов используют мелкозернистые фотокинопленки с высокой разрешающей способностью ФН-32, НК-1, обрабатывая последние в мелкозернистых выравнивающих проявителях.

Особенности фотографирования общего вида документов. Документы — плоские объекты, что облегчает запечатление их общего вида, поскольку не возникает затруднений ни с выбором освещения, ни с размещением масштаба. При съемке их располагают на предметном столе установки в одной плоскости с масштабной линейкой.

Вместе с тем на снимке должны быть отображены все значимые детали: текст, оттиски печати, защитная сетка или линовка, складки, разрывы, пятна загрязнений и т.п. Соотношение плотностей почернения на изображении должно соответствовать соотношению яркостей объекта.

Запечатление общего вида документов связано с соблюдением правил репродукционной съемки. Съемку преимущественно осуществляют на нормальные по контрасту материалы, чувствительные к той зоне спектра, излучения которой отражают красители деталей документа. Документы, выполненные черными и синими красителями, фотографируют на несенсибилизированные фотоматериалы; желтыми и зелеными — на изоортохроматические; фиолетовыми и красными — на изопанхроматические. Оптимальным является равномерное освещение, направленное или рассеянное. Источники света устанавливают с двух противоположных сторон. Свет направляют под углом 30—45° к плоскости документа. Чтобы запечатлеть внешний вид измятых документов, свет одного из источников направляют под меньшим углом. К фону предъявляются те же требования, что и при фотографировании других объектов, он должен подчеркнуть форму документа. Для этого его выбирают так, чтобы он контрастировал с документом.

Существенные признаки объекта на снимке выделяют различными способами (выбор масштаба изображения, размещение важных признаков в центре снимка).

Объекты при съемке располагают в их обычном положении (бутылки, графины - вертикально, замки - дужкой вверх). Одежда надевается на манекен.

При запечатлении общего вида объект фотографируют с той стороны, на которой больше всего признаков, индивидуализирующих его.

4. Сложные объекты, состоящие из нескольких отделяемых деталей, фотографируют в собранном виде. Взрывные устройства, замки - фотографируют в рентгеновских и уф - лучах.

5. При поступлении на исследование большого количества объектов их фотографируют отдельно по однородным группам (пули, гильзы, оружие).

Если фиксируется общий вид объекта, а затем его часть, то на фотографии общего вида эту часть помечают стрелкой с нанесенным масштабом либо на репродукции общего вида участок помечают красным фломастером. Фотографирование всех реквизитов и криминалистических признаков производят по правилам масштабной съемки.

Для фотографирования пуль и гильз используют микроосветители ОИ-19. Чтобы ослабить блики, свет от одного из осветите лей направляют перпендикулярно оси данных объектов под углом 30-40° к предметной плоскости. Свет от другого источника находящегося с противоположной стороны, имеет направление близкое к вертикальному. Получаемый светотеневой рисунок при этом имеет один ослабленный и смещенный от центра объекта блик в виде светлой полосы, параллельной его оси.

Страницы: 1 2 3