Теория общественного договора Томаса Гоббса

Страница 2

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие» для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода – особенно те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна – действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации – реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известна теория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений – влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

Английский философ XVII века Томас Гоббс является автором трактата «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором теория общественного договора изложена, пожалуй, в самой рационалистической форме. Гоббс полагал, что возникновения государства предшествует так называемое естественное состояние (состояние абсолютной, ничем не ограниченной свободы людей). Люди равны между собой в желании господствовать, при этом обладают одними и теми же правами. Именно это естественное состояние для автора и есть состояние «войны всех против всех» [4, с. 48]. Гоббс отмечает, что абсолютная свобода индивида – стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В такой ситуации единственно правильным решением становиться ограничение абсолютной свободы каждого для общего блага. Люди должны равнозначно ограничить свою свободу чтобы прийти к состоянию общественного мира. В этом и заключен смысл «общественного договора».

Ограничивая свою естественную свободу, люди отдают полномочия по поддержанию порядка и надзора за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так образовывается суверенное государство, которое не зависит ни от каких внешних или внутренних сил. По мнению Гоббса, государственная власть должна быть абсолютна, при этом государство вправе в интересах большинства в целом предпринимать необходимые меры принуждения к своему народу. Идеалом такого государства Гоббс считал абсолютную монархия, в основе которой существует неограниченная власть по отношению к обществу.

Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начиналась с самых простых (как в геометрии) постулатов и завершалась обобщением об определенном движении людей в политической сфере, что сближает и одновременно отдаляет людей друг от друга.

В 1640 году Гоббс создает первое сочинение «Основы права», в котором рассматривается вопрос о человеке и его природе, а также определяются политические проблемы. Гоббс делает попытки доказать преимущества абсолютной власти, однако защиту суверенных прав верховной власти он строит на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства.

В 1642 году Гоббс создает трактат «О гражданстве», одну из значимых в своем идейном наследии. В ней он пытался определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

В своей работе «Левиафан» Гоббс очень остро сформулировал свои взгляды на человека и государство (левиафан – морское чудовище, описанное в Книге Иова). Он утверждает, что с одной стороны государи могут править от имени подданных, а не по божьему соблаговолению – тоже говорилось и в парламенте. При этом Гоббс связал теорию общественного договора с логическим результатом государства, когда у суверена должна быть абсолютной. Такая трактовка могла быть использована для оправдания любой формы правления, какая бы ни находилась у власти на тот момент.

«Левиафан» принято считать политическим произведением, хотя неоднозначность взглядов автора на природу государства, опережая тезисы о человеке как природном существе и «механизме», а на завершающем этапе ограничиваясь спорными рассуждениями о том, какой должна быть «истинная религия». Поэтому «Левиафан» нельзя назвать однозначно политической работой, ведь половина всего объема трактата посвящена обсуждению религиозных вопросов.

Страницы: 1 2 3 4