Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития

Страница 2

Отмечено, что предложенные четыре класса некоммерческих организаций различаются "по органичным для них формам взаимодействия с властью".

"Так, для организаций первого класса, особенно для объединений "товарищей по несчастью" властные структуры являются, прежде всего, источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций".

Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи.

Для организаций второго класса взаимодействие с властными структурами является уже достаточно существенной частью их деятельности. При этом в случае благотворительных организаций уже можно говорить и о случаях социального партнерства с органами власти, когда эти организации берут на себя выполнение ряда функций последних, например, по социальному обеспечению или патронажу. Таким образом, здесь уже наблюдается переход от отношений проситель-даритель к более или менее равноправному сотрудничеству. Кроме того, одним из важных направлений деятельности "экологических" организаций является информирование населения об остроте проблем, и в этом плане их деятельность, как правило, вовсе не нравится властным структурам, которые правдивую информацию зачастую от населения пытаются скрыть.

Миссия организаций, действующих в сфере правового обеспечения, подразумевает лоббирование необходимых для развития некоммерческого сектора законов и нормативных актов на различных уровнях власти, участие в нормотворческом процессе.

Другое направление деятельности инфраструктурных организаций может быть прямо охарактеризовано как посредническая деятельность, содействие установлению партнерских отношений между сообществом некоммерческих организаций и властными структурами, будь то организация регулярных встреч лидеров НКО и представителей власти, либо организация образовательных программ по социальному партнерству с участием обоих слоев общества.

М. И. Либоракина: обобщает многообразие практических действий общественных (неправительственных) объединений разных форм, вычленяя несколько основных концепций.

1. "Сервисная" концепция (доминирует в плане организационно- практическом). Основная цель организаций третьего сектора — оказывать услуги населению (клиентам). Государственные учреждения социального обслуживания строят свою деятельность на основе макроинформации и не могут учитывать особенности разных групп населения, местную специфику. Некоммерческие организации действуют более эффективно, они основаны на добровольной инициативе граждан, которые лучше понимают собственные проблемы.

2. Концепция третьего сектора как сообщества групп саморазвития выделяет в деятельности некоммерческих организаций смысл, связанный с раскрытием человеческого потенциала. Работу по оказанию услуг общественные организации превращают в работу по развитию социальной активности и добровольной инициативы — "главное в том, чтобы "поднимать" людей и вовлекать их в новые социальные действия". "Различие в оценке роли общественности со стороны государства и третьего сектора в этой модели очень четкое: для государства деятельность общественных организаций — это выполнение задач "социальной защиты" определенных групп населения. Неправительственные организации помогают тем, кто не может испытать ощущения нужности и силы "обычным" путем. Общество в целом теряет, когда группы с неравными возможностями не включены в процессы развития.

Страницы: 1 2 3 4