Некоммерческий сектор и реформы в России

Основные экономические и социальные преобразования общества в ходе последнего десятилетия в России строились практически без опоры на конструктивные общественные инициативы. В развитых же странах некоммерческий сектор является неотъемлемым участником большинства реформ. И в России третий сектор сейчас является пространством, где в наибольшей степени сформированы условия и предпосылки для становления гражданского общества.

По результатам различных социологических опросов последних лет свыше 70-75 % россиян выступают за реформы и примерно столько же — против того, как они проводятся. Результаты реформ отвечают интересам лишь небольшой части наших сограждан. Свои надежды (но не уверенность) с реформами связывает около 30% населения) .

Многие авторы справедливо указывают на то, что исторической ошибкой реформаторов на Руси (не только нынешних, но и предыдущих) было отношение к нашей ментальности, культурной "необщности выражения" не как к реальности, "обладающей собственной весьма жесткой структурой, глубоко укорененной системой ценностных ориентации и значительной сопротивляемостью к посторонним влияниям" , а как к пластичному материалу; "взгляд на человека как на чистый лист бумаги". Именно на эти скрытые пласты реальности — специфику культуры тех, кто должен был эти реформы реализовывать — реформаторы часто "налетали как корабль на рифы".

В. Попов сформулировал даже "закон ментальной идентичности", который выражает степень соответствия содержания реформ менталитету российского народа, если "менталитет" — это глубинные, вековые константы социального и национального характера, архитипические представления, ценности, идеалы жизни народа, а идентичность — соответствие, тождество.

На протяжении десятилетия в идеологии реформ господствовала тоталитарная по своему смыслу установка. Пожалуй, до июня 2001 года, когда началась подготовка к Гражданскому форуму (даже в "мягких формах" проведения социальной политики) люди с их проблемами рассматривались как объекты нормативного регулирования, а не как субъекты собственной жизни — субъекты самоорганизации, самозанятости и взаимной поддержки. "Как социальных инвалидов государство оценивало и женщин, и детей, и инвалидов, и пенсионеров, то есть основную массу всего населения страны".

Артели, товарищества, общества взаимного кредита, — исторически признанные в нашей стране формы организации производства и распределения доходов указывают на ту "очевидно наиболее приемлемую для России" модель, которая позволяет "реализовать личный интерес в коллективе и при помощи коллектива".

"Третий сектор" отнюдь не является "западным" нововведением. Он органичен и для России, так как дает шанс соединить предпринимательскую инициативу и деловую сметку с ценностями взаимоподдержки и справедливости, приобрести самоуважение вне зависимости от наличия счета в банке, ощутить полезность своей деятельности. Речь здесь может идти и о благотворительных организациях, и о малом предпринимательстве. Многие инициативы в социальной сфере, где отсутствует платежеспособный спрос, сегодня вынужденно осуществляются на принципах самопомощи отдельных групп населения (например, многодетные семьи), с широким привлечением неоплачиваемого труда. Немного изменить обстоятельства — и они станут живительной средой для развития нормального рынка отечественных товаров и услуг для населения, обеспечат создание миллионов полноценных, приносящих и нравственное удовлетворение, и достойный доход рабочих мест.